Вы не зарегистрированы

Авторизация



Организация детского коллектива

Размещено: Ирина Дмитриевна Константинова - ср, 13/09/2017 - 22:58

 

Жизнь среди людей, взаимодействие с ними требует особого опыта – опыта человеческих взаимоотношений и опыта коллективной жизни.

Формирование коммуникативных учебных действий лежат в основе личностно - ориентированного обучения.

 Коммуникативные действия обеспечивают социальную компетентность младшего школьника. Они характеризуются умениями слушать и слышать других, вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении возникающих проблем, выстраивать взаимоотношения со взрослыми и сверстниками.

 

Целевые ориентации.

-активизировать речевую деятельность

-организовать внимание учащихся

-повысить интерес к предмету

-связать обучение с жизнью ребёнка, игрой, трудом

 

Формирование коммуникативной  деятельности–это длительный процесс, начинающийся ещё в раннем детстве и  активно протекающий на протяжении всего школьного периода, поэтому уже с первых дней  школьники приступают к решению таких задач, как:

 

  • планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (например, распределение ролей при парной, групповой или коллективной работе);
  • сотрудничество в поиске и сборе информации;
  • умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли  в соответствии с задачами и условиями коммуникации;
  • умение разрешать конфликтные ситуации, принимать решение, брать ответственность на себя.

По мере овладения навыками самоорганизации совместной работы дети переходят к качественно новым отношениям с учителем и сверстниками - к партнёрским отношениям.

Одним из важнейших средств обогащения опыта коллективной жизни являются различные формы коллективной познавательной деятельности. Как наиболее простую из них и доступную для младших школьников необходимо отметить работу в парах.

Игры в парах развивают у детей умение взаимодействовать со сверстниками, договариваться по поводу общего дела; снимают напряжение и неуверенность в себе; способствуют установлению эмоциональных контактов в классе.

Игры в парах вводятся  в учебно-воспитательный процесс постепенно, начиная с самых простых, таких, например, как игра «Найдем красавицу». Она проводится на уроках письма, когда осуществляется знакомство с новой буквой. После того как уче­ники 5-6 раз напишут новую букву,  предлагаю соседям по парте обменяться тетрадями, найти самую красивую букву среди написанных товарищем и подчеркнуть ее (обвести, поста­вить под ней точку). Вызванный ученик рассказывает, почему именно эту букву он выделил, используя в рассказе названия ее элементов, оценивает качество их написания.

Просто, но сколько задач - образовательных и воспитатель­ных - при этом решается! Во-первых, внимание учащихся еще раз привлекается к графическому облику буквы.

Во-вторых, графический облик буквы приходится описывать словами, а это не только помогает лучше запомнить букву, но и способствует раз­витию речи, формированию навыка письма (если ученик может выразить словами суть действия, то это способствует осознанию этого действия).

В-третьих, формируются навыки контроля, оце­ночные действия.

В-четвертых, сама постановка задачи игры имеет в виду, что каждый может писать красиво, и дает возмож­ность каждому ощутить успех.

И в-пятых, учащиеся ориентиро­ваны на поиск положительного в работе товарища.

Возникающий при это шум не должен пугать. Зато в парной игре учащимся обеспечива­ется состояние комфортности, так как они имеют необходимую свободу выбора: сами решают, кто сначала будет говорить, кто потом, высказываются не тогда, когда вызовет и позволит учи­тель, а тогда, когда сами этого хотят. И, как показывает опыт, с формированием привычки к коллективной работе шума на уроках становится меньше.

Ну, а что касается конфликтов, то они являют­ся подарками для учителя. Почему? При фронтальной работе уче­ник самостоятельно выполняет задание и лично отвечает перед учителем за качество своей работы. С кем же ему конфликтовать? К тому же учитель требует дисциплины, и на его глазах воспитан­ники стараются вести себя соответствующим образом. В отноше­ниях с товарищами ученик чувствует и держит себя свободнее. Поэтому конфликтные ситуации во время групповой работы ярко демонстрируют стиль поведения отдельных учащихся, отрица­тельные стороны во взаимоотношениях младших школьников, помогают определить уровень развития опыта коллективной жизни.

 Организация коллективного взаимодействия первоклассников я реализую через игру. Формирование умений работать в парах постоянного и сменного состава.

 

Например:

 

Угадай слово

Оборудование: предметные картинки.

Описание игры. Каждый ученик получает по 2-3 картинки в конверте. Соседи по парте договариваются, кто начинает игру, и, не показывая друг другу рисунки, называют первые слоги названий нарисованных предметов. Каждый в паре должен до­гадаться и назвать нужное слово, которое начинается с соответ­ствующего слога. Побеждает пара, выполнившая задание раньше других.

Пишем и печатаем

Описание игры. Называются буквы (слоги, слова). Уче­ники работают парами: один пишет печатные, а другой - одно­именные рукописные буквы на общем листке бумаги. Отмечают­ся пары, которые правильно и аккуратно выполнили задание.

Гласный - согласный

Оборудование: карточки для обозначения гласных и соглас­ных звуков, карточки с буквами.

Описание игры. Дети договариваются, кто какие звуки бу­дет характеризовать, и берут в руки соответствующие фишки. Показываю букву. Если она обозначает гласный звук, карточку поднимает тот ученик из пары, у кого на ней графическое обозначение гласного звука. Если буква обозначает согласный звук, фишку поднимает его сосед.

 

 

Какой звук следующий?

Оборудование: предметные игрушки, картинки.

Описание игры. Показывается предметную картинку (игрушку), а пара детей по его сигналу по очереди начинает по­следовательно произносить звуки, из которых состоит название предмета, изображенного на картинке.

«Ремонт» слов

Оборудование: предметные картинки, кассы букв.

Описание игры. Каждый ученик получает в конверте одну- две предметные картинки, составляет из букв разрезной азбуки слова - названия изображенных на них предметов - и перестав­ляет местами буквы. Потом ученики обмениваются картинками и наборными полотнами, чтобы «отремонтировать» слова.

Задание для товарища

Описание игры. Задание для товарища дети готовят дома: на листке бумаги пишут 3-4 слова с пропущенными буквами. В классе по моему сигналу  они обмениваются листками и встав­ляют пропущенные буквы в слова, которые подготовил им то­варищ, потом вместе читают слово и проверяют, как выполнено задание. По вызову дети читают подготовленные това­рищами слова.

Птичий базар

Описание игры. Птичий базар организуется следующим об­разом: дети в паре читают текст друг другу по очереди (один читает, второй следит и исправляет ошибки, если они есть, потом партнеры меняются ролями). Побеждает пара, которая за назна­ченное время прочитала текст большее количество раз.

''Насос и мяч''. 

Игра проводится в парах. Один – ''мяч'', другой – ''насос''. ''Мяч'' стоит, обмякнув всем телом, на полусогнутых ногах, руки и шея расслаблены, голова опущена (мяч не наполнен воздухом). ''Насос'' начинает надувать ''мяч'', сопровождая движения рук (они качают воздух) звуком ''с''. С каждой подачей воздуха ''мяч'' надувается всё больше и больше /ребёнок распрямляется, вдыхает воздух, поднимает голову, затем надувает щёки, руки отводит от туловища/. Мяч надут. Напарник выдёргивает шланг насоса из ''мяча''. Из него с силой выходит воздух (''ш''). Тело возвращается в исходное положение.

Работаем дружно

Оборудование: слоговая таблица.

Описание игры. Товарищи по парте договариваются, какое слово они покажут классу по слоговой таблице. По вызову учите­ля пара выходит к доске и набирает по таблице свое слово: один из партнеров показывает его начало, второй - продолжение. Дети угадывают слово.

 

Практика организации совместной учебной работы первоклассников в группе  показывает следующие преимущества:

 

-снижается школьная тревожность;

-возрастает познавательная активность и творческая самостоятельность учащихся;

-меняется характер взаимоотношений между детьми;

-растёт самокритичность, ребёнок лучше себя контролирует;

-дети становятся более ответственными.

 


Поиск

Loading