Вы не зарегистрированы

Авторизация



"Опыт работы объединения художественной направленности в условиях модернизации и инновации образовательного процесса"

Размещено: Людмила Петровна Николаева - вт, 12/09/2017 - 16:06
Данные об авторе
Автор(ы): 
Педагог дополнительного образования Николаева Людмила Петровна, методист Щербакова Анастасия Сергеевна
Место работы, должность: 

МУДО ДДТ

Регион: 
Ставропольский край
Характеристики ресурса
Уровни образования: 
дополнительное образование детей
Класс(ы): 
Все классы
Предмет(ы): 
Искусство
Целевая аудитория: 
Педагог дополнительного образования
Тип ресурса: 
дидактический материал
Краткое описание ресурса: 
<p>новые формы и приемы образовательного процесса,&nbsp;представляет технология личностно-ориентированного развивающего обучения,&nbsp;принципы последовательности и систематичности,&nbsp;опыт коллективной и индивидуальной работы по вышивке и бисероплетению, успешность применения технологии творческой деятельности,&nbsp;применение метода исследовательских проектов</p>

В настоящее время уделяется все большее внимание человеку как личности. На первый план выходят такие качества как духовность, нравственность, культура и интеллектуальный потенциал, что становится главной целью обучения и воспитания в системе дополнительного образования.

Педагоги дополнительного образования в современных условиях должны постоянно осуществлять поиск, цель которого – новые формы и приемы образовательного процесса, позволяющие объединить в себе воспитательные, образовательные и развивающие задачи в единое целое. Приоритетными свойствами путей и способов достижения этой цели должны стать эффективность и нетрадиционность.

В работе объединений художественной направленности должны использоваться наиболее приемлемые технологии, формы и методы работы по организации образовательного процесса, обеспечивающие сохранность контингента и удовлетворенность учащихся и родителей качеством образования. Особую значимость представляет технология личностно-ориентированного развивающего обучения, основу которой составляет дифференцированный подход к развитию личности учащихся, способности творчески мыслить и самостоятельно решать проблемы, имеющие значение в различных сферах деятельности. Такой подход позволяет использовать современные педагогические технологии в полной мере. Это активные и интерактивные технологии, проблемное обучение и многие другие.

В таком ключе работает одно из объединений художественной направленности МУДО ДДТ – объединение «Ворожея». В своей работе мы придерживаемся одного из главных принципов дополнительного образования детей – принципа последовательности и систематичности: от более простого к более сложному. Так, по мере овладения обучающимися навыками техники  бисероплетения  и вышивки им предлагается выполнить различные поделки по своему выбору по готовому образцу или по индивидуальному замыслу. По качеству выполнения обучающимися самостоятельной работы определяется результативность их труда, оценка способностей, степень усвоения материала. Обучающимся, успешно выполнившим работу, предлагается ее усложнение наиболее трудными элементами с применением различного декоративного материала (пайеток, бисера, бусин и др.). Применение личностно-ориентированного подхода способствует успешному освоению объема образовательных программ. В объединении «Ворожея» реализуются две образовательные программы: «Вышивка» и вторая программа «Самоцветы» - по бисероплетению, которые направлены на развитие творческих способностей, приобщение к культурным ценностям, развитие художественного вкуса обучающихся средствами декоративно-прикладного искусства и на формирование устойчивой систематической потребности в самосовершенствовании. В настоящий момент происходит модификация этих программ. Для изготовления работ применяются новые техники и материалы. Изучая литературу и информацию в интернете, я стараюсь находить наиболее интересные технологии, которые могут применяться во всех группах обучающихся. Это и вышивка лентами, изонить, вышивка гладью, топиарии, изделия из салфеток и гафрированной бумаги – всё это вы можете видеть на представленной выставке. Интересным для ребят является изготовление бижутерии из бисера и бусинок (от простых браслетиков до сложных наборов). Обучающимися создаются целые композиции с сочетанием нескольких техник, например к топиарию из салфеток добавляются фигурки из бисера, лент. В работах используются ракушки, цветочки, фигурки из пластика, плетеные и глиняные горшочки, что непосредственно сказывается на развитии творческой личности учащихся, повышении их интереса к процессу обучения.

Содержание образовательных программ базируется на изучении истории народных промыслов, различных техник вышивки и бисероплетения и призвано научить обучающихся видеть, чувствовать и понимать прекрасное, оценивать и созидать по законам красоты, прививать интерес к народному творчеству, воспитывать любовь к Родине, уважение к традициям и обычаям своего народа.

Обучающиеся должны уметь дать характеристику той или иной работе (изделию), выделить лучшие, более удачные его стороны, описать элементы исполнения, цветовое решение. За время обучения юные мастерицы накопили большой опыт коллективной и индивидуальной работы по вышивке и бисероплетению, результатом которого является наличие широкого ассортимента изделий, демонстрируемых на выставках, конкурсах по декоративно-прикладному творчеству разного уровня, городских мероприятиях.

Успешность применения технологии творческой деятельности подтверждает результативное участие в конкурсах декоративно-прикладного творчества городского, краевого, всероссийского и международного уровней. С целью определения эффективности применения технологии творческой деятельности нами был проведен сравнительный анализ участия обучающихся в конкурсах и выставках, который показал повышение уровня творческой активности в 2016-2017 учебном году. Об этом свидетельствует большое количество дипломов победителей и призеров, полученных обучающимися (за 2016-2017 учебный год – 45 дипломов).

Достижению положительных результатов в работе, а, следовательно, и повышению качества образовательного процесса, способствует развитие таких личностных качеств как трудолюбие, усидчивость и аккуратность, воспитанию которых в нашем объединении уделяется большое внимание. Даже самая маленькая и простая поделка, выполненная с трудом и кропотливостью, вызывает восторг как у обучающегося, так и у родителей. Заинтересованность детей в процессе обучения выражается в том, что учащиеся видят результат своей работы, вдохновляются новыми идеями настолько, что не хотят покидать занятия, пока не доделают работы. Кроме того, с каждым годом повышается возрастной диапазон обучающихся объединения, принимаются дети 6 летнего возраста, которым даются более простые задания изготовления поделок из бисера. Создание атмосферы комфорта на занятии позволяет повысить интерес обучающихся к творческой деятельности, а вместе с тем и качество знаний, умений и навыков. Их контроль осуществляется при помощи итоговой диагностики по критериям, соответствующим содержанию образовательных программ и свидетельствует об эффективности применения современных педагогических технологий, новых форм и методов работы.

Дополнительное образование – это сфера инновационной деятельности. В связи с этим, все большим спросом пользуется применение метода исследовательских проектов. Данный метод позволяет обучающимся объединения «Ворожея» овладеть широким спектром знаний, умений, навыков и ценностных ориентаций, получить определенный опыт по самостоятельному изготовлению изделий из бисера и вышивки одежды, позволяющий в будущем рационально и эффективно организовать свою деятельность и успешно реализовать себя в жизни. Опора на традиционную народную культуру и ремесла, пребывание в образовательной среде, в которой созданы условия для сотрудничества и взаимопомощи, взаимодействия между педагогом и обучающимся, между членами детского объединения, позволяет наряду с развитием творческих способностей, приобрести и некоторый социальный опыт.

Примером результативного применения технологии проектного обучения служит разработка творческого проекта по теме: «Старинное ремесло на новый лад», выпускницы нашего объединения Назиной А. Данная работа позволила обучающейся исследовать историю бисероплетения, возможность применения техники и приемы плетения жгутов, создать оригинальное украшение, развить художественный вкус и творческое воображение.

Условия современной системы образования требуют постоянного обновления педагогических знаний. Особенно это важно для педагога, по словам К.Д. Ушинского «учитель живет до тех пор, пока учится».  Участие в работе методического объединения и творческой мастерской помогают мне совершенствовать уровень своих педагогических знаний, повысить творческий потенциал и обеспечить качественную реализацию образовательного процесса.


»  Тэги к этому документу:

Поиск

Loading

Оценка материала

...