Вы не зарегистрированы

Авторизация



Педагогический проект «Формируем сенсорную культуру ребёнка со сложным дефектом»

Фото пользователя Ирина  Козлова
Размещено: Ирина Козлова - чт, 02/03/2017 - 18:16
Данные об авторе
Автор(ы): 
Козлова Ирина Борисовна
Место работы, должность: 

МБДОУ "Детский сад комбинированного вида  №  54"

Регион: 
Ленинградская область
Характеристики ресурса
Уровни образования: 
дошкольное образование
Уровни образования: 
специальное (коррекционное) образование
Предмет(ы): 
Окружающий мир
Предмет(ы): 
Педагогика
Предмет(ы): 
Психология
Целевая аудитория: 
Воспитатель
Целевая аудитория: 
Методист
Целевая аудитория: 
Педагог-психолог
Целевая аудитория: 
Родитель
Тип ресурса: 
дидактический материал
Краткое описание ресурса: 
<p>Формирование сенсорной культуры&nbsp; у дошкольников со сложным дефектом<br /> &nbsp;</p>

Сенсорная культура – обогащение чувственного опыта детей, последовательное  и постоянное ознакомление со    свойствами и качествами  предметов и явлений окружающего мира через систему сенсорных эталонов, выработанных человечеством.

Сенсорные эталоны – общепринятые образцы свойств и качеств  предметов.

Сенсорное развитие ребенка – это  развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т. д. 

Формирование сенсорных эталонов:

  • цвет (семь цветов спектра)
  • форма (геометрические фигуры)
  • величина (большой, маленький, средний)
  • звук (отношения: громко-тихо, фонема родного языка)
  • вкус (кисло, сладко, горько, солёно)   и др.
  • тактильные и кинестетические  сенсорные эталоны (осязательные ощущения)

                                          Задачи сенсорного развития детей:

Образовательные:

  • Развитие  умения  узнавать и правильно  называть цвет и форму предметов,  сопоставлять,  предметы  по величине, группировать предметы по этим признакам,  соотносить плоскостные и объёмные  изображения
  • Формирование  у детей  способов обследования предметов с помощью соотносящих действий
  • Формирование умения воспринимать громкие и тихие, речевые и неречевые звуки,  определять источник  и направление звука, воспроизводить совместно с педагогом, по подражанию и по образцу знакомые звуки
  • Развитие стереогноза, умения узнавать и называть знакомые предметы по запаху, по вкусу.
  • Формирование умения  воспроизводить по подражанию,  по образцу вместе с педагогом   движения  в различном темпе
  • Развитие  зрительной, слуховой, осязательной, обонятельной, кинестетической   реакций  на предметы  и явления окружающего мира,  умения замечать их  свойства
  • Обогащение активного  и пассивного  словаря  детей: совместное  использование  в речи слов: «цвет», «такой же», «разный»;

Воспитательные:

  • Воспитание умения  играть рядом, не мешая друг другу;
  • Формирование  умение слушать и понимать инструкции педагога;
  • Воспитание уверенности в себе, собственной значимости у ребёнка при обращении к  личному сенсорному опыту

Развивающие:

  • Развитие  психических  процессов (внимание, память, воображение, мышление);
  • Развитие  мелкой  моторики.

    Актуальность проекта

   Значение сенсорного развития в раннем и дошкольном возрасте трудно переоценить. Знакомя ребёнка с различными свойствами, мы задействуем все возможные органы чувств, сохранные анализаторы  и можем  отчасти компенсировать   определённые дефекты развития.  Развивая сенсорную сферу ребёнка, родители и педагоги способствуют формированию психических процессов (внимание, воображение, память, мышление), речевому развитию, воспитанию эмоционально-волевых качеств. В настоящее время реализуется новая концепция дошкольного воспитания, идет поиск неординарных, альтернативных путей, внедряются новые технологии, развивающие методики. Однако, при этом из поля зрения теоретиков и практиков дошкольного воспитания выпадают ценные идеи, опыт, накопленный во второй половине 20-го века в отечественной дошкольной педагогике по вопросам сенсорного воспитания детей и роли сенсорного воспитания в процессе формирования и всестороннего развития личности ребенка. Таким образом, актуальность системного подхода в сенсорном развитии детей дошкольного возраста со сложным дефектом определяется необходимостью обобщения достижений прошлого в области сенсорного воспитания и внедрения современных технологий.

Цель проекта

– систематизация  работы по сенсорному развитию  и приобщению к сенсорной культуре дошкольников со сложным дефектом

Задачи проекта:

• Анализ  учебно-методической литературы  по вопросам сенсорного развития.

• Пополнение   и организация  дидактического материала  по сенсорному развитию детей со сложным дефектом.

• Разработка программы  сенсорного развития детей.

• Разработка информационных  листов для родителей с рекомендациями по сенсорному воспитанию дошкольников со сложным дефектом  исходя из индивидуального  образовательного маршрута  каждого ребёнка, размещение информации на сайте учреждения

Ожидаемый результат:

– повышение уровня сенсорного развития детей

Сроки проекта: сентябрь–май 2016-2017 г. (среднесрочный)

Участники проекта: дети, воспитатели, родители  группы «Непоседы» («Особый ребёнок»).

Необходимые материалы: дидактические игры по данной теме.

Главные принципы, на которые мы опираемся в работе:

  1. Принцип индивидуально-личностной ориентации воспитательно-образовательного процесса.
  2. Принцип компенсирующего обучения, использования сохранных функций
  3. Принцип развивающей, стимулирующей познавательную деятельность направленности занятий.
  4. Принцип нарастания самостоятельности и активности детей.

Основные методы и формы обучения детей:

  1. Индивидуальные коррекционно-развивающие занятия.
  2. Игровые образовательные ситуации.
  3. Работа с  игрушками и игровыми пособиями, образцами различных материалов,  предметными и сюжетными картинками по лексическим темам
  4. Дидактические игры.
  5. Упражнения на развитие мелкой моторики.

 

                                                                                    ЭТАПЫ РАБОТЫ:

Последовательность этапа 

Наименование этапа

Содержание

Реализация:

 

I этап

Информационно-аналитический (подготовительный)- Повышение уровня профессиональной компетентности;

- Определение объема материала, который будет адресован каждому ребёнку

- Планирование системы развивающих игр на развитие сенсорного и моторного восприятия

-Изучение специализированной литературы;

-Изучение индивидуальных особенностей и потребностей детей;

- Подбор заданий и проведение диагностического наблюдения;

- По результатам наблюдений подобрать систему игр и упражнений;

- Изготовление игр и пособий на развитие сенсорных навыков: «Цветные домики», «Сенсорная книга», «Подбери по цвету»;

-Оборудование «дидактического стола»;

-Разработка перспективного плана по сенсорному воспитанию (цвет, форма, величина, вкус, звук, обоняние, осязание) .

-Анкетирование родителей по выявлению знаний о сенсорном развитии.

II этап

Творческий (основной)

Изготовление игр на развитие восприятия  и моторики;

Оформление стендов для родителей по теме проекта

Консультации для родителей

- Приобретение и создание с помощью родителей дидактических игр на развитие сенсорно-моторных навыков;

- Проведение работы с родителями на тему: «Что такое сенсорное развитие. Почему его необходимо развивать? »

- Консультации, беседы, совместные игры, оформление уголка для родителей, размещение информации на сайте учреждения

- Формирование  у детей основы  бережного, созидательного отношения к окружающему миру;

Знакомство детей с дидактическим материалом и играми;

Проведение дидактических игр и игр-занятий;

Исследовательская деятельность детей (формирование соотносящих действий);

III этап

Заключительный

 

Подведение итогов

 

Повторное диагностическое наблюдение детей;

Проведение заключительного занятия;

Самооценка, выводы.

 

Результаты проекта:

  • В ходе проекта предполагается создать условия, обеспечивающие эффективное использование дидактических игр, апробировать новые дидактические игры;
  • Дети в  обследовании новых  предметов задействуют различные органы чувств, интерес к окружающим предметам и явлениям возрастёт
  • Ассортимент  исследовательских действий  расширится,  они станут более целенаправленными и ловкими
  • Родители получат методические рекомендации по созданию условий проведения дидактических игр, консультации по приобретению и изготовлению дидактических игр:

- Дидактическое пособие «Времена года»

- Чудесный мешочек

Звучащие и музыкальные игрушки

- Различные крупы, бусинки, кусочки материала (шерсть, мех, пух, ткань, кожа, дерево, пластмасса, железо и т.д.)

- Коллекция природных запахов в саше

Бытовой и природный безопасныйдля ребёнка материал

-Мозаика со вкладышами  крупная;

-Мозаика мелкая;

-Мозаика – пазлы мелкая;

-Лото «Фигуры по местам»;

-Строительный материал (крупный, мелкий, средний) ;

-Пирамидки.

Практическая значимость проекта

  • Внедрение и апробирование условий, обеспечивающих эффективное использование дидактических игр для формирования представлений о сенсорных эталонах у детей раннего возраста, детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ);
  • Разработка дидактического материала и дидактических игр;
  • Разработка методических рекомендаций для родителей.

Перспективы развития проекта

  • Дальнейшая непрерывная систематическая работа на формирование сенсорных эталонов у детей;
  • Дополнение системы дидактическими играми и материалами;
  • Продолжение работы по использованию проектных технологий по сенсорному развитию.

Информационные ресурсы

  • Адаптированная основная образовательная программа для детей со сложным дефектом дошкольного возраста (по индивидуальным образовательным маршрутам)
  • Башаева Т. В. Развитие восприятия у детей. Форма, цвет, звук. - Ярославль: Академия развития, 1997;
  • Венгер Л. А. Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет» - М. : Просвещение 1995;
  • Немов Р. С. Психология – М. : Гуманист. изд. Центр ВЛАДОС, 2002;
  • Новоселова С. Л. Дидактические игры и занятия с детьми раннего возраста. – М.: Просвещение, 1985;
  • Пилюгина В. А. Сенсорные способности малыша: Игры на развитие восприятия цвета, формы, величины у детей раннего возраста. – М. : Просвещение. АО «Учеб. мет» 1996;
  • Стребелева Е.А., Мишина Г.М. Игры и занятия с детьми раннего возраста с психофизическими нарушениями. – М.: Экзамен, 2006
Прикрепленный файлРазмер
Формируем сенсорную культуру ребёнка.pptx8.16 Мбайт

»  Тэги к этому документу:

Поиск

Loading

Оценка материала

...