Вы не зарегистрированы

Авторизация



Саратовская гармоника в Красноармейском районе Саратовской области. Особенности конструкции. Функциональность. Цифровая нотация.

Фото пользователя Екатерина Сергеевна Лопашёва
Размещено: Екатерина Сергеевна Лопашёва - ср, 29/04/2015 - 22:58
Данные об авторе
Автор(ы): 
Силкин Евгений Сергеевич
Место работы, должность: 

МБУДО "ДШИ№1" САРАТОВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ, ПРЕПОДАВАТЕЛЬ, КОНЦЕРТМЕЙСТЕР

Регион: 
Саратовская область
Характеристики ресурса
Уровни образования: 
дополнительное образование детей
Класс(ы): 
Все классы
Предмет(ы): 
Искусство
Предмет(ы): 
История
Предмет(ы): 
Краеведение
Предмет(ы): 
Культурология
Предмет(ы): 
Литература
Предмет(ы): 
Музыка
Предмет(ы): 
Обществознание
Предмет(ы): 
Окружающий мир
Предмет(ы): 
Педагогика
Предмет(ы): 
Психология
Целевая аудитория: 
Все целевые аудитории
Тип ресурса: 
рекомендации (советы) по обучению и воспитанию
Краткое описание ресурса: 
<p>Описывается история возникновения саратовской гармоники, выдающиеся мастера, виртуозы-исполнители. Рассматриваются конструктивные особенности инструмента, функциональные особенности.</p>

Саратовская гармоника

в Красноармейском районе Саратовской области.

Особенности конструкции. Функциональность.

Цифровая нотация.

Гармонь как музыкальный инструмент появилась в России в 30-х годах XIX века. К концу XIX столетия она бытует уже повсеместно с региональными разновидностями: череповецкая, вятская, невская, шуйская, саратовская, татарская и др. Среди них выделяется саратовская гармоника, получившая в 60-е годы ХХ столетия распространение и признание у населения Саратовской губернии. Сильный и звонкий голос, прекрасный внешний вид, наличие колокольчиков – вот лишь некоторые особенности, по которым без труда можно выделить гармонику. В 1899 году был выпущен адрес-календарь «Весь Саратов» на 1900 год, в котором указаны адреса 8 гармонных мастеров: Борисов С.А., Боровков И.А., Егоров С.Е., Емельянов А.С., Жарков Д.Е., Комаров И.Ф., Корелин Н.Г., Кураев В.И., а также сведения о продавцах инструментов: Верхний Базар, городской корпус, Власов М.Н., Журавлев С.Я.

Многие инструменты пережили своих изготовителей, получили второе рождение в руках современных реставраторов, которые, в основном, восстанавливают мех и внешний вид, а механика и планки требуют лишь небольшой подстройки. Специально для ансамблей саратовских гармоник мастера изготавливали и уникальные инструменты на основе звукоряда саратовской гармоники. По внешнему виду им были присвоены названия «черепашка» (от четырех до восьми клавиш), «сапожок».

С открытием в начале ХХ века в Саратове гармонного цеха, инструмент становится более доступным, что способствует расширению ареала его бытования. В Саратове известны имена гармонистов-виртуозов: династия Тунаковых, К. Карамышев, Е. Яркин, С. Шалимов, Г. Рычагов, а также солистов профессиональных ансамблей – Д. Пятницын, И. Карлин, А. Курдюмов.

С 70-х годов ХХ века гармоника приобретает широкий круг почитателей. На базе детских учреждений, заводских клубов, домов культуры создаются самодеятельные ансамбли гармонистов. Ансамбли п. Дубки (худ. рук. Е. Нахов), ДК Профтехобразования (худ. рук. В. Новиков), «Волгари» ДК «Мир» (худ. рук. В. Шмелев), детский ансамбль ЦДДТ г. Саратова (худ. рук. С. Попов). В 1970-м году ансамбль гармонистов был организован при ДК автомобильного завода ВАЗ г. Тольятти. В Камышине выпускником Саратовской государственной консерватории В. Банковым создан детский ансамбль гармонистов. Саратовская гармоника включена в курс изучения народных инструментов музыкального училища г. Элисты, (Калмыкия).

С начала XX века саратовская гармоника прочно входит в быт Красноармейского района Саратовской области. В селах района и сегодня можно увидеть гармонику в домах, услышать рассказы о том, как на праздниках, свадьбах приходили гармонисты со своими инструментами и удивляли гостей мастерством и виртуозностью игры.

Гармоникой называется музыкальный инструмент, звук в котором воспроизводится металлическим язычком (голосом), колеблющимся под воздействием струи воздуха, нагнетаемого мехом. Саратовская гармоника, несмотря на уникальность внешнего вида, имеет главную отличительную черту своей конструкции – построение звукоряда. В основе звукоряда натуральный мажор. Правая клавиатура представляет собой однорядную десяти или двенадцати клавишную структуру и включает в себя первую, вторую, а также неполные малую и третью октавы. При нажатии на кнопку и движении меха на «разжим» звучит одна высота, при движении меха на «сжим» – звучит другая:

Пример 1. Звукоряд правой клавиатуры

На рисунке галочками помечено направление меха на «сжим», цифра под нотой показывает местонахождение звука на клавиатуре. Особенности строения звукоряда напрямую влияют на характер наигрышей, исполняемых на инструменте: на саратовской гармонике исключается возможность исполнения трезвучия и обращения функции S, гармоническое движение квартами, секстами, октавами, однако, возможны параллельные движения терций на I, II и III ступенях. Эта особенность звукоряда является серьезным основанием для ансамблевого типа бытования многоголосного наигрыша.

Левая клавиатура состоит из баса и готовых аккордов. При движении меха на «разжим» воспроизводятся тонические аккорды, на «сжим» – доминантовые. Мизинец нажимает кнопку баса (нижний колокольчик), указательный – кнопку аккорда (верхний колокольчик), большим пальцем нажимают аккорд на задней стенке грифа, а также на кнопку воздушного клапана, необходимую для регулирования запаса меха. При нажатии на первую и третью кнопки левой клавиатуры функционирует механизм управления звоном колокольчиков, расположенных на боковой стенке инструмента.

Пример 2. Звукоряд левой клавиатуры

На левой клавиатуре воспроизводится две гармонические функции – T и D. При исполнении мелодии направление движения меха постоянно меняется, в результате чего совместить гармоническую функцию правой и левой рук не представляется возможным.

Специфическое построение звукоряда правой клавиатуры требует от музыканта особенных умений.

Во время игры исполнитель, как правило, сидит, корпус немного наклонен вперед, гармоника располагается на правой ноге. При исполнении стоя правая нога гармониста обычно ставится на стул, корпус наклонен вперед. В игре участвуют четыре пальца правой руки (кроме большого) и пять пальцев левой. Средний и безымянный пальцы нажимают вторую кнопку клавиатуры одновременно. Саратовские исполнители кнопку баса нажимают безымянным пальцем.

Небольшой вес и размер инструмента, по сравнению с другими гармониками, требуют определенного исполнительского мастерства. Гармоника фиксируется кожаными ремешками, расположенными на обоих грифах, что позволяет не только удерживать инструмент на весу, но и быстро производить смену направления меха.

Идея создания ансамбля гармонистов в г. Красноармейске принадлежала Владимиру Ивановичу Вейсу, сотруднику Дома культуры. За годы работы им было собрано около 150 наигрышей и припевок.

Созданный им ансамбль «Озорные колокольчики» представляет собой самодеятельный коллектив, состоящий из людей разного возраста (от 10-ти до 50 лет), разных профессий. Сейчас коллективом руководит сын Владимира Ивановича – Александр Владимирович Вейс. В коллективе 15 человек, 7 из них – школьники. Вместе с основным инструментом – гармоникой – каждый из участников осваивает инструмент по выбору: балалайка, духовые, ударные, шумовые. В коллективе используются бас-гитара, ударная установка, баян.

Для облегчения работы над разучиванием произведений Владимиром Ивановичем была разработана собственная система цифровой нотации, являющаяся актуальной и для сегодняшнего дня. Каждой кнопке правой клавиатуры был присвоен номер. Музыкальная тема записывается в виде цифровой последовательности: под каждой цифрой указывается ее длительность. Галочка над цифрой показывает направление меха на «сжим».

Данный вид записи не предполагает фиксирования аппликатуры: каждый гармонист исполняет свой собственный вариант наигрыша, используя, в основном, одну позицию постановки пальцев на клавиатуре.

При многоголосном изложении мелодии цифры пишут друг над другом, помещая нижнюю ноту диапазона снизу, а верхнюю – над ней. Если произведение подразумевает несколько голосов (контрапункты, подголоски), то записывается еще и вторая партия. Стрелочки на штилях показывают использование колокольчиков.

Пример 3. «Как под горкой, под горой»

Данный способ обучения носит характер «обучения в удовольствие»: домашнего задания нет, т.к. дома нет инструмента, учить ничего не  нужно – нот не используется, при успешном обучении – обязательная концертная практика с поездками и новыми приключениями. Единственная проблема руководителя – содержать инструменты в рабочем состоянии, т. к. новых инструментов взять уже негде.


»  Тэги к этому документу:

Поиск

Loading

Оценка материала

...