Вы не зарегистрированы

Авторизация



Взаимодействие детского сада и семьи, как фактор развития творческих способностей детей дошкольного возраста.

Фото пользователя Наталия  Сергеевна Кочеткова
Размещено: Наталия Сергеевна Кочеткова - пт, 07/11/2014 - 16:52
Данные об авторе
Автор(ы): 
Воспитатель Кочеткова Наталия Сергеевна
Место работы, должность: 

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 18 комбинированного вида»

Регион: 
Ленинградская область
Характеристики ресурса
Уровни образования: 
дошкольное образование
Предмет(ы): 
Логопедия
Предмет(ы): 
Окружающий мир
Предмет(ы): 
Психология
Предмет(ы): 
Социология
Целевая аудитория: 
Административный работник
Целевая аудитория: 
Воспитатель
Целевая аудитория: 
Методист
Целевая аудитория: 
Родитель
Целевая аудитория: 
Учащийся (студент)
Тип ресурса: 
методическая разработка
Краткое описание ресурса: 
<p>Создание системы личностно-ориентированного взаимодействия взрослых с детьми путем организации единого образовательного пространства ДОУ и семьи</p>

 

 

 

 

 

Семья – поистине высокое творенье.
Она заслон надёжный и причал.
Она даёт призванье и рожденье.
Она для нас основа всех начал.
(Е.А. Мухачёва)

АКТУАЛЬНОСТЬ

 

Проблема взаимодействия детского сада с семьёй всегда была актуальной и трудной. Актуальной, потому что участие родителей (законных представителей,  далее по тексту – родителей) в жизни своих детей помогает им увидеть многое, а трудной, потому что все родители разные, к ним, как и к детям нужен особый подход.

Организация взаимодействия с семьей – работа, не имеющая готовых технологий и рецептов. Её успех определяется интуицией, инициативой и терпением педагога, его умением стать профессиональным помощником в семье.

Работая с родителями, мы помогаем им:

  • увидеть отличие мира детей от мира взрослых;
  • преодолеть авторитарное отношение к ребёнку;
  • относиться к нему, как равному себе;
  • понимать, что недопустимо сравнивать его с другими детьми;
  • открывать сильные и слабые стороны ребёнка и учитывать их в решении задач воспитания;
  • проявлять искреннюю заинтересованность в действиях ребёнка и быть готовым к эмоциональной поддержке;
  • понять, что путём одностороннего воздействия ничего нельзя сделать, можно лишь подавить или запугать ребёнка.

Прежде формы работы с родителями в нашей группе были достаточно традиционными:

  • родительские собрания 3 раза в год;
  • анкетирование по определенным вопросам;
  • индивидуальные и групповые беседы;
  • советы и рекомендации для родителей в информационном родительском уголке;
  • творческие отчеты воспитателей и детей перед родителями (утренники,  концерты);
  • консультации для родителей;
  • дни открытых дверей.

Я поняла, что работа, которую мы ведём с родителями, недостаточно интересна и малоэффективна. Хотя я глубоко уверена, что от взаимопонимания педагогов и родителей, активного взаимодействия и участия родителей в жизни детского сада выигрывают все, а самое главное -  дети! Ведь очень важно создать необходимые условия для развития ребенка, как в детском саду, так и в каждой семье.

Мой многолетний опыт показывает, что родители, фактически выступающие социальными заказчиками образовательных услуг, часто не обладают глубокими знаниями в этой области. Поэтому педагогу необходимо показать актуальность и необходимость активного взаимодействия семьи и детского сада в развитии ребенка.

Вследствие этого я решила изучить глубже проблему взаимодействия детского сада с семьёй, так как я считаю, что в современном обществе значительно занижена самооценка и самобытность семьи как социально значимой единицы, нередко наблюдается педагогическое бескультурье и  непонимание родителями потребностей (в любви, общении, познании, самореализации) и возрастных особенностей детей дошкольного возраста.

 

КОНЦЕПТУАЛЬНОСТЬ

 

В психолого-педагогической науке уже давно доказана эффективность любой совместной деятельности для укрепления и развития эмоциональных отношений между родителями и детьми. Понимая, что воспитание – это не сумма мероприятий, а мудрое общение взрослого с живой душой ребенка всю работу в ДОУ строим так, чтобы родители не превращались в сторонних наблюдателей, а помогали в осуществлении образовательного  процесса.

Качество образования дошкольника, по моему мнению, во многом зависит от согласованности действий семьи и ДОУ. Положительный результат, может быть достигнут только при рассмотрении семьи и детского сада в рамках единого образовательного пространства, подразумевающего взаимодействие, сотрудничество между педагогами ДОУ и родителями на всем протяжении дошкольного детства ребенка.

Изменения, происходящие сегодня в сфере дошкольного образования, направлены, прежде всего, на улучшение его качества. Современные государственные стандарты выдвигают на первый план требования создания условий для развития детей дошкольного возраста.

Педагогу важно создать необходимые условия педагогической интеграции детского сада и семьи:

  • выработка и принятие единых требований, предъявляемых к ребенку дома и в ДОУ;
  • согласование требований с педагогическими установками родителей;
  • выработка общего подхода к решению проблем развития;
  • обобщение и согласование педагогических методов и приемов на основе изучения опыта семейного воспитания и передачи родителям информации о технологиях образовательного процесса.

 

Основные принципы при организации работы в рамках

новых форм взаимодействия с семьей:

1. Информационная открытость детского сада для семьи (каждому родителю обеспечивается возможность знать и видеть, как живет и развивается его ребенок);

2. Доброжелательный стиль общения педагогов с родителями. Позитивный настрой на общение является прочным фундаментом, на котором строится вся работа педагогов группы с родителями. Педагог общается с родителями ежедневно, и именно от него зависит, каким будет отношение семьи к детскому саду в целом. Ежедневное доброжелательное взаимодействие педагогов с родителями значит гораздо больше, чем отдельное хорошо проведенное мероприятие.

3.   Индивидуальный подход. Воспитатель, общаясь с родителями, должен чувствовать ситуацию, настроение родителей. Необходимо педагогическое умение воспитателя успокоить родителя, предложить пути выхода из той или иной ситуации.

4.   Сотрудничество, а не наставничество. Позиция наставления и пропаганды педагогических знаний сегодня вряд ли принесет положительные результаты. Гораздо эффективнее будут создание атмосферы взаимопомощи и поддержки семьи в сложных педагогических ситуациях, демонстрация заинтересованности педагога разобраться в проблемах семьи и искреннее желание помочь.

5. Динамичность. Детский сад сегодня должен находиться в режиме развития, а не функционирования, представлять собой мобильную систему, быстро реагировать на изменения социального состава родителей, их образовательные потребности и воспитательные запросы. В зависимости от этого должны меняться формы и направления работы детского сада с семьей.

Для того чтобы спланировать работу с родителями, надо хорошо знать родителей своих воспитанников. Вовлечение родителей в единое пространство детского развития осуществляется в трех направлениях:

  • повышение педагогической культуры родителей;
  • вовлечение родителей в деятельность группы и ДОУ;
  • совместная работа в организованной непосредственной деятельности дошкольников.

Целью работы с родителями является создание системы личностно-ориентированного взаимодействия взрослых с детьми путем организации единого образовательного пространства ДОУ и семьи.

Всю свою работу я разделила на пять этапов:

  1.  Мониторинг (исследования актуальности проблемы, изучение методической литературы, анкетирование родителей);
  2. Разработка концептуальной основы ТЛЗР (принципов, цели и задач);
  3. Разработка плана совместной деятельности с родителями воспитанников (мероприятия составлены таким образом, чтобы они отвечали воспитательно-образовательным задачам группы, интересам и потребностям родителей);
  4. Создание условий педагогической интеграции детского сада и семьи;
  5. Организация информационной открытости ТЛЗР (выставки совместных творческих работ, размещение на сайте фото и видеоматериалов, конспектов совместной деятельности, консультаций и рекомендаций для родителей).

ИННОВАЦИОННОСТЬ

 

 Организованное сотрудничество может дать импульс к построению взаимодействия с семьей на качественно новой основе, предполагающей не просто совместное участие в воспитании ребенка, а осознание общих целей, формирование доверительных отношений и стремление к взаимопониманию.

Вследствие этого Творческая лаборатория заботливых родителей (далее по тексту – ТЛЗР)  является наиболее оптимальной формой работы, позволяющей установить эффективное и целенаправленное взаимодействие детского сада и родителей.

 

СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ

 

Основные задачи работы Творческой лаборатории заботливых родителей:

  • создать условия для эффективного взаимодействия с родителями;
  • вовлечь семью в единое образовательное пространство ДОУ: объединить усилия для развития творческих способностей детей дошкольного возраста;
  • создать атмосферу взаимопонимания, общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки;
  • активизировать и обогащать воспитательные умения родителей во взаимодействии и сотворчестве с детьми дошкольного возраста;
  • поддерживать уверенность родителей в собственных педагогических возможностях;
  • определить этапы реализации проекта ТЛЗР;
  • организовать систематическую работу ТЛЗР.

Содержание работы с родителями реализуется через создание активной развивающей среды и активных форм общения детей и взрослых, обеспечивающих единые подходы к развитию ребенка в семье и в ДОУ.

Главное - донести до родителей понимание особенностей детей и практические умения взаимодействия с ними.

   С этой целью я использовала активные формы и методы работы с родителями:

  • посещение семей воспитанников на дому;
  • общие и групповые родительские собрания в нетрадиционной форме;
  • консультации, практикумы, тренинги;
  • совместные виды детской деятельности с участием родителей;
  • выставки детских работ, а также изготовленных вместе с родителями;
  •  семейный вернисаж
  • совместные экскурсии в Гатчинский парк, музей, по улицам города;
  • участие родителей в подготовке и проведении праздников, досугов;
  • оформление фотомонтажей;
  • совместное создание предметно-развивающей среды группы;
  • утренние приветствия;
  • работа с Родительским комитетом группы;
  • беседы с детьми и родителями на определенные темы;
  • родительские гостиные;
  • Дни добрых дел;
  • Дни открытых дверей.

В целях повышения активности родителей в работе ТЛЗР большая роль отводится наглядной информации.

    В детском саду функционирует официальный Интернет-сайт,  в «интернет-Контакте» организована группа «Дюймовочка», посредством которых родители информируются о предстоящих мероприятиях. Наглядная информация представлена на информационных  стендах группы, в котором отражено, что происходит в детском саду и группе, какие мероприятия организуются в рамках ТЗЛР; в том числе советы-подсказки, помогающие выбрать верное поведение в той или иной ситуации, связанной с воспитанием детей.

На первом этапе ТЛЗР самым сложным для нас оказалось привлечение самих родителей к активному взаимодействию, были проблемы с посещением, низкой активностью родителей.

Тщательная подготовка к каждому заседанию, четкий отбор материала, нетрадиционность форм проведения, практическая деятельность, непринужденность общения с детьми и родителями во время  организованной совместной деятельности – все это способствовало заинтересованности родителей к посещению ТЛЗР.

 

РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ

 

Критериями эффективности работы явились:

  • высокая посещаемость родителями всех планируемых заседаний,
  • использование родителями предложенных материалов в работе с детьми,
  • положительная оценка семьи и отзывы на дальнейшее сотрудничество с дошкольным учреждением.

Результатом деятельности ТЛЗР являются:

  • творческие работы, совместно выполненные детьми  и родителями (изобразительные, речевые, театрализованные);
  • создание «книг» по определенным темам.
  • качественные изменения в конструировании образовательного пространства группы

-  осознание родителями необходимости   взаимодействия на новом уровне общения с ребенком посредством различных видов детской деятельности;

- выстраивание доверительных партнерских взаимоотношений между ребенком и родителем;

-  активная позиция родителей в жизни группы, детского сада;

- увеличение значимости роли педагога  в организации жизнедеятельности детей, повышение его авторитета  во взаимоотношениях с   родителями. 

В работе с родителями хорошие результаты дает организация проектной деятельности в детском саду. Как правило, любой проект, как маленький, на уровне ДОУ, так и масштабный, включает в себя блок работы с семьей. Сюда можно отнести создание агитплакатов, выставки, написание мини-сочинений, конкурсы, экскурсии, родительские собрания и клубы, оформление стендов и многое другое. При таком комплексном подходе родители становятся самыми активными помощниками и верными соратниками педагогов в любом деле.

В результате проделанной работы, использовании различных форм и методов общения с родителями, повысилась психолого-педагогическая грамотность родителей; повысилась культура межличностного взаимодействия детей в группе.

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

 Семья и детский сад два воспитательных феномена, каждый из которых по – своему дает ребенку социальный опыт, но только в сочетании друг с другом они создают оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир. Только в гармоничном взаимодействии детского сада и семьи можно компенсировать и смягчить друг друга. Для меня это стало возможным только благодаря объединению сил и сотрудничеству. Я убедилась, что «вместе весело шагать по просторам», на которые мы идем с детьми очень здорово. Постепенно ушли непонимание, недоверие родителей.

В заключении хотелось бы еще раз подчеркнуть, что семья и дошкольное учреждение – два важных социальных института социализации ребенка. И хотя их воспитательные функции различны, положительные результаты достигаются только при умелом сочетании разных форм сотрудничества, при активном включении в эту работу всех членов коллектива дошкольного учреждения и членов семей воспитанников. Главное в работе – завоевать доверие и авторитет, убедить родителей в важности и необходимости согласованных действий семьи и дошкольного учреждения. Без родительского участия процесс воспитания невозможен, или, по крайней мере, неполноценен. Поэтому особое внимание должно уделяться внедрению новых нетрадиционных форм сотрудничества, направленных на организацию индивидуальной работы с семьей, дифференцированный подход к семьям разного типа.

         В.А. Сухомлинский сказал: «Дети – это счастье, созданное нашим трудом. Занятия, встречи с детьми, конечно, требуют душевных сил, времени, труда. Но, ведь и мы счастливы тогда, когда счастливы наши дети, когда их глаза наполнены радостью».

 

ПРИЛОЖЕНИЯ

  1. Конспекты совместной непосредственной образовательной деятельности:
  1. Мини-проект воспитателей, родителей и детей «Ходит Осень по дорожке…» (старшая группа).

 

 


Поиск

Loading

Оценка материала

...