Вы не зарегистрированы

Авторизация



Многообразие растений

Размещено: Ольга Александровна Симонян - вт, 18/12/2012 - 22:21
Данные об авторе
Автор(ы): 
Симонян ольга Александровна
Место работы, должность: 

МАОУСОШ №4 г.Малая Вишера, учитель биологии.

Регион: 
Новгородская область
Характеристики ресурса
Уровни образования: 
основное общее образование
Уровни образования: 
среднее (полное) общее образование
Уровни образования: 
дополнительное образование детей
Класс(ы): 
6 класс
Предмет(ы): 
Биология
Предмет(ы): 
География
Предмет(ы): 
Естествознание
Предмет(ы): 
Природоведение
Предмет(ы): 
Экология
Целевая аудитория: 
Методист
Целевая аудитория: 
Педагог дополнительного образования
Целевая аудитория: 
Учащийся (студент)
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Тип ресурса: 
методическая разработка
Краткое описание ресурса: 
<p> Разработка урока по биологии в рамках внедрения ФГОС, технологическая карта урока и презентация.</p>

Проектно-исследовательский метод с использованием компьютерных технологий .

На современном этапе, в условиях модернизации образования и в связи с переходом на новые образовательные стандарты перед школой стоит задача формирования личности, умеющей самостоятельно организовать свою деятельность и свободно ориентироваться в информационном пространстве. Таким образом, ключевой деятельностью обучающихся становится информационно-коммуникативная.

Работая над проблемой формирования умений и навыков организации самостоятельной работы учащихся, направленной на поиск информации, я убедилась в том, что значительные педагогические усилия необходимо направлять на мотивацию учащихся. Наиболее эффективно её можно осуществлять за счёт использования прогрессивных образовательных технологий. Особую значимость при этом приобретает проектная технология.

Актуальность использования этой технологии мы видим в том, что, во-первых, в решение проблемной ситуации вовлекаются учащиеся, имеющие в дальнейшем максимальную возможность для самореализации; во-вторых, проблемная ситуация создаётся с таким расчётом, что при её решении необходимо применение различных способностей учащихся (аналитических, художественных, музыкальных, коммуникативных и др.); в-третьих, решается обязательная задача педагога – при работе над проектом дать каждому участнику ощутить собственную значимость и необходимость в выполнении общего дела.

Работа по реализации этой технологии позволяет индивидуализировать учебный процесс, а также развивать умения и навыки самообразования учащихся. Данная технология подразумевает выполнение обучающимися большого объёма работы как под руководством учителя, так и самостоятельно, в частности, в процессе поиска, обработки и использования информации позволяет вести индивидуальную работу над темой, которая вызывает наибольший интерес у каждого участника проекта, что, несомненно, влечёт за собой повышенную мотивированную активность учащегося. Школьники овладевают умением построения цепочки: от идеи через цели, задачи, мозговой штурм до реализации защиты своего проекта. В методе проектов привлекает атмосфера делового сотрудничества учителя и учащихся, её нацеленность на актуализацию имеющихся и формирование новых знаний и умений, личностный и общественно значимый результат. В нём изменяются ролевые функции ученика и учителя. Школьник является полноправным субъектом взаимодействия с преподавателем. Основной функцией педагога становится консультирование.

Использование на уроках персонального компьютера и проектора создаёт возможность качественно изменить содержание и организационные формы обучения, способствует раскрытию, сохранению и развитию индивидуальных способностей обучающихся, обеспечивает активное и комплексное изучение вопросов и тем. При этом деятельность учащихся может быть организована как в форме индивидуальной работы учащихся с компьютером, так и групповой.

Одной из главных особенностей проектной деятельности, на мой взгляд, является ориентация на достижение конкретной практической цели – наглядное представление результата, будь это отдельные схемы и рисунки, графики и диаграммы или компьютерные презентации. Использование информационно-коммуникативных технологий не только оживляет и разнообразит учебный процесс, но и открывает большие возможности для расширения образовательных рамок, несомненно, несёт в себе огромный мотивационный потенциал и способствует принципам индивидуализации обучения. А ведь мотивационная сфера подростков представлена широким спектром мотивов, интересов и увлечений. Ситуация развития личности учащегося в данном возрастном периоде обуславливает его стремление к самоутверждению, завоёвыванию статусной позиции среди сверстников, желание актуализировать и испытать свои возможности, проявив самостоятельность. Подросток, увлечённый работой над проектом, обращает основное внимание не на получение отметки, а испытывает своего рода творческое удовольствие от самого процесса познания. Стимулирование такого мотива позволяет школьнику:

  1. Открыть для себя новый смысл познания как процесса самообразования и творческой самореализации.

  2. Встретить поддержку своим творческим усилиям со стороны учителя и одноклассников.

  3. Испытать удовольствие от процесса самостоятельного открытия новых знаний.
  4. Самостоятельно выдвинуть и апробировать различные гипотезы, собрать, обработать и оформить материал, свободно ориентируясь в информационном пространстве.
  5. Обменяться новыми познаниями и опытом работы на персональном компьютере с “коллегами-одноклассниками” в процессе работы над проектом.

Получить дозированную помощь от учителя и более сильных партнёров, что позволит обеспечить стабильность его положительной мотивации.При выполнении учащимися проекта была поставлена следующая цель: Разработать и презентовать проекты о многообразии растений.


 


 

 


 

 


 

Урок по теме «Многообразие растений»

 

Описание методической разработки.

 

Урок «Многообразие растений» проводится по окончании изучения темы «Царство Растения». Продолжительность урока 2 часа.

Материал данной темы является благодатным для проектной деятельности. Проект рассчитан для учащихся 6 класса.

Описание проекта. Для начала, за неделю до урока, класс бал поделён на группы. Педагогическая цель данного урока: Создание условий для развития ключевых компетенций и УУД средствами технологии развития критического мышления и проектной деятельности .

создание условий, при которых учащиеся самостоятельно получают информацию из различных источников, учатся пользоваться приобретёнными знаниями, развивают исследовательские навыки. Учатся выдвигать проблему, анализировать собранный материал, отрабатывать навыки работы на компьютере.

Образовательная цель: Осознание роли и значения растений в природе и жизни человека.

Развивающая цель: Продолжение работы по обучению учащихся умению определять объекты по устному и письменному описаниям отдельных признаков, умению формирования обратной связи, умению отбирать главное, формулировать выводы, устанавливать причинно — следственные связи, защищать результаты творческой деятельности.Учебно — познавательные, коммуникативные компетенции.

Воспитательная цель:Формирование понимания своего интеллекта, опыта сотрудничества в системе ученик — ученик,учитель — учащиеся, групповой форме, стимулировать развитие познавательного интереса.

По доминирующей деятельности проект учащихся классифицируется как информационный (направлен на сбор информации); по компетентности — монопроекты; по продолжительности — краткосрочный. Итоговым продуктом должна стать мультимедийная информация (презентация).

Для выявления поставленной проблемы урок начинался с просмотра ролика «Планета растений», демонстрирующий великое многообразие.

В ходе реализации названного проекта у учащихся формируются базовые компетенции:

  • общекультурные (опыт освоения учащимися научной картины мира);
  • учебно - познавательные (овладение креативными навыками продуктивной деятельности, рефлексия, самооценка, анализ, планирование, целеполагание);
  • информационные (самостоятельно находить, отбирать, структурировать, сохранять и передавать информацию);
  • коммуникативные (культура вербального и невербального взаимодействия);
  • личностное самосовершенствование.

Форма организацииигрупповая, индивидуальная, в парах.

Вид деятельности — проект. Подготовка и представление публичного выступления в виде презентации.

Проблемный вопрос:: Какие особенности строения растений обеспечивают им господство в окружающей среде?
Оборудование: мультимедийный проектор; на рабочем столе находится папка с именами учащихся группы; здесь находятся папки для работы со следующими названиями: "наша коллекция"- пустая, "наша презентация"-пустая, "фото растений»-изображения, гербарий систематических групп растений; программка на урок, выдаётся каждому ученику.
Подготовительная работа учителя: Ролик о многообразии растений (мотивационная часть урока), создал рабочие папки, где учащиеся будут создавать коллекцию, презентацию проектов. В папке «фото растений» собран необходимый материал для работы учащихся на уроке — изображения, фотографии, в том числе местной флоры.
Подготовительная работа учащихся: класс был заранее поделён на группы . За неделю до урока группам была определена задача: найти, используя материалы интернет — ресурсов, электронные учебники, дополнительную литературу по семи предложенным отделам растений.
Создать именную папку, где будут размещены собранные материалы.
Форма представления накопленного материала — презентация.
Пояснения: Объясню, почему группы собирают информацию о семи предложенных отделах. По сценарию урока, при переходе к третьему этапу — созданию мини-проекта, учащиеся меняются отделами растений, выпавших им при жеребьевке в начале урока. Такая процедура дает свои положительные результаты. При обсуждении проектов класс активно участвует в оценке презентации, задает вопросы выступающим, делятся своей информацией. Это способствует полному усвоению информации и выполнению поставленных целей и задач на урок.
Примечание: продолжительность занятия — два спаренных урока.
Урок первый. Ход урока.
Организационный этап: учитель знакомит учащихся с содержанием программки на урок.
Мотивационная часть: Для выявления поставленной проблемы урок начинается с просмотра минутного ролика «Планета растений», демонстрирующий великое многообразие. Перед просмотром фильма, классу даётся задание:назвать отделы и по возможности виды растений. После просмотра учитель продолжает:
Процветание Царства Растения и многие особенности организации делают их приспособленными к жизни в самых различных средах, условиях существования. Учитель ставит перед классом проблемный вопрос:
Вспомните, какие особенности строения растений позволили им приспособиться к жизни в самых различных условиях существования?
Учащимся предоставляется выполнить программированный опрос.(Приложение1), или игра «Пойми меня» (Приложение2) или кластер.
 

 

 

Итак, по данным характеристики отделов растений перейдём к практической части нашего занятия.
 

А теперь нам предстоит повторить характеристики отделов растений, и сделаем мы это в три этапа.
 

 

 

Этап первый. Сделаем виртуальную коллекцию растений. Для этого нам понадобится папка, на вашем столе. Учащиеся рассаживаются по группам, Проводится жеребьёвка: группы учащихся получают название одного из отделов растений. Учитель определяет задачу: из папки «фото растений» переложить картинки необходимых растений в папку «моя коллекция» (время выполнения 3 минуты). Проводится проверка полученных результатов на предмет соответствия заявленному отделу. Ошибочно занесённые в коллекцию растения выделяются (но не удаляются!). На этом первый этап завершается.
Этап второй. Работа с коллекциями. Учитель обращается к классу с вопросом.
-На основание каких данных, вы отнесли растения к предложенным отделам?
Учащиеся отвечают по группам. Учитель ставит задачу: продолжить задание первого этапа, собирать в пустую папку растения выбранного отдела, при этом дать его характеристику. По окончании ответа исправляются ошибки. Комментирование выявленных ошибок
Этап третий. Создание и защита проекта об одном из отделов растений. Для того чтобы лучше закрепить пройденный материал, группы учащихся меняются названиями отделов растений, выпавших им в начале урока.
Учитель комментирует программку, выданную в начале урока, где указаны требования к презентациям и критерии выставления оценок.
Урок второй. Ход урока:
Для создания простой линейной презентации отводится 15—20 минут. Защита должна пройти за 3—4 минуты. Алгоритм демонстрации презентации:
1. Вывод презентации на экран;
 

2. Выступление (защита);
 

3. Самооценка;
 

4. Оценка класса;
 

5. Оценка учителя
 

В качестве итога учитель предлагает на основе знаний о признаках рассмотренных отделов выделить признаки присущие всему царству Растения.
 

В итоге составляется следующая характеристика:
 

1.Первое и, пожалуй, самое главное свойство растений - это способность к фотосинтезу. Организмы, использующие для питания синтезируемые ими же вещества, называются автотрофами, т.е. питание у растений автотрофное.
2.Второй признак - это свойственные только растениям пигменты: хлорофилл (зелёный), присутствующий во всех зеленых частях растений и выполняющий основную долю фотосинтеза, различные каратиноиды (красный, оранжевый, желтый), также фотосинтезирующие, благодаря которым листья осенью приобретают соответствующую окраску. Кроме того, существует множество других пигментов, обуславливающих разнообразие окраски цветков плодов и прочих частей растений.
3.Третий признак - это неограниченный рост. Растения, в отличие от животных, способны расти в течение всей своей жизни (с перерывами на зимний период).
4.Четвертый признак - особенность клеточного строения. У растений клетка снаружи помимо мембраны покрыта так называемой клеточной стенкой, состоящей из целлюлозы, которая является своеобразным каркасом клетки.
 

Учитель предлагает оценить значение растений для природы и человека.
 

 

 

 

Из возможности фотосинтеза вытекают две важнейшие функции растений, служащие для поддержания жизни на Земле:

1. Создание биомассы, которая в последствии послужит пищей для других (гетеротрофных) организмов. Таким образом, в любой экосистеме от леса до биосферы растения являются основными продуцентами - производителями биомассы и составляют более 90% всей биомассы нашей планеты.

2. Выделение главного химического элемента-окислителя, необходимого для дыхания всех живых существ. Кислород необходим почти всем организмам для дыхания - окисления органических соединений для получения из них необходимой энергии. Без растений поддержание достаточного количества кислорода (около 20-25%) в атмосфере Земли невозможно. Основными поставщиками кислорода в земную атмосферу являются теплые океаны с огромным числом водорослей и фитопланктона, южноамериканская сельва и наша родная тайга, а значит их сохранение жизненно необходимо.

Кроме этого, растения возвращают в пищевые цепи неорганические вещества, впитывая их из земли, способствуют круговороту воды, либо наоборот задерживают её в почве. Что ещё не менее важно - они формируют ландшафты, разрушая или не давая разрушаться и размываться скалам, равнинам и берегам.

 

 

 

 

Роль растений в жизни человека огромна. Человек питается всевозможными плодами, листьями, корнями, корнеплодами, цветками растений, использует их в кулинарии как приправы. Получаемые из растений вещества используются как лекарства в медицине, как красители в производстве тканей и при дублении кож. Из растений получают волокна для производства одежды, ваты, добывают натуральный каучук. А из древесины человечество испокон веков изготавливает все предметы быта, начиная от простейших инструментов, заканчивая мебелью и, конечно же, строит жилища. Перечислять возможности применения растений можно очень долго. В общем, достаточно сказать о том, что существование животного царства и человека вместе с ним было бы невозможно без растений, дающих нам еду и кислород.

 

 

 

 

 

Итог: в ходе урока вы проявили необходимые знания по биологии, все оценки, полученные в ходе урока будут выставлены в журнал, а ваши проекты послужат материалом для работы над общим проектом «Царство Растения», где авторство ваших презентаций будет сохранено.
 

Учитель благодарит класс за работу на уроке!
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

 


 

 


 

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1

 


 

Признак

Цвет

1.Кукушкин лён

 

2.Хлорелла

 

3.Сфагнум

 

4.Образовали месторождения каменного угля

 

5.Поглощают углекислый газ и выделяют кислород

 

6.Подсолнечник

 

7.Ель

 

8. Имеют цветок

 

9.Орган размножения шишка

 

10.Образуют торф

 

11.Лиственница

 

12.Ламинария

 

13.Имеют ризоиды

 

14.Выделяют фитонциды

 

15.Имеют плод

 

16.Кипарис

 

17.Древесина — ценный строительный материал

 

18.Семя покрыто плодом

 

19.Способность длительного захоронения биологического материала

 

20.Живут в водной среде

 

 


 

Мхи — зелёный

водоросли — синий

папоротники, плауны , хвощи — чёрный

голосеменные — коричневый

покрытосеменные - красный

 


 

 


 

 


 

 


 

Приложение 2
 

 

Признаки отдела

Характеристика

Дополнения и изменения

1.Жизненная форма растений

 

 

2.Размер

 

 

3.Окрас

 

 

4.Особенности строение

 

 

5.Среда обитания

 

 

6.Значение

 

 

7.Отдел растений

 

 

Приложение 3

 

Технологическая карта

конструирования урока

 

 

 

 

 

 
 

Требования к содержанию презентации:
* Название;
* Характерные признаки отдела, представители;
* Приспособления, позволяющие растениям вашего отдела, остаться в живых и продолжить существование вида;
* Редкие и охраняемые виды;
* Значение в природе и для человека.
* Презентация не должна превышать 5—6 слайдов.
 

Приложение 4
Критерии оценки презентаций:
Техническая подготовка
Содержание
Оригинальность решения проблемы
Эмоциональность
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Процедура проведения проекта:

1. Презентация тем будущего проекта.

2. Определение количества групп и участников по 2-7 человек в группе, распределение функциональных обязанностей каждого.

3. Обсуждение источников информации, планов деятельности.

4. Работа по темам проекта в группах.

а) сбор информации;

б) аналитическая работа над собственным материалом;

в) консультации учителя;

г) корректировка;

д) дальнейший поиск информации;

е) анализ новых фактов;

ж) обобщение, обсуждение получение данных, удовлетворяющих всех участников в группах;

з) оформление материалов.

5. "Защита проекта".

6. Подведение итогов, рейтинговая оценка.

7. Рефлексия.
 
 
 

 

Предмет

Биология

Класс

6

 
 

Тема урока

«Многообразие растений»

 

 

Планируемые образовательные результаты

 

 

Предметные

Метапредметные

 

Личностные

 

Формирование систематизированных представлений о биологических объектах, овладение методами наблюдения и описания, формирование основ экологической грамотности, рационального природопользования.

Умение самостоятельно определять цели, ставить и формулировать задачи, умения видеть проблему, ставить вопросы,выдвигать гипотезы, классифицировать, давать определения понятиям, делать выводы и заключения, объяснять, доказывать свои идеи,организация сотрудничества и совместной деятельности, корректировка своей деятельности, самооценка.

 

Сформированность интеллектуальных умений, познавательных интересов и мотивов, формирование коммуникативной компетентности, формирование основ экологического сознания.

 

Решаемые учебные проблемы

Проблемное изложение, исследовательская деятельность

 

 

Основные понятия

Многообразие, отделы,признаки, систематика, характеристики, цель, задачи, выводы и др.

 

 

ИКТ

Проектор, компьютер.

 

 

Назначение ИКТ

Презентация

 

 

Образовательные ресурсы

Информационно - справочные

 

 

Технологическая карта урока

 

 

Этапы урока

Задачи

Вид учебной деятельности.

Виды деятельности учителя

Формы и методы работы

Результат

Оргмомент

Определить готовность учащихся к работе

Восприятие информации

Ситуация оценивания рабочего места учащихся.

Индивидуальная

Наличие рабочего материала, памятки.

1.Стадия вызова. Создание проблемной ситуации.

Пробуждение познавательного интереса, определение темы и цели урока, определение затруднений

 
 

На основе восприятия образа(Просмотр ролика «Планета растений»

Ситуация — проблема, побуждение к формулированию цели,гипотезы.

Фронтальная

Формулирование проблемы урока, цели.

Актуализация знаний и умений (Самоконтроль)

Проверка знаний учащихся.

Ученик «вспоминает», что ему известно по изучаемому вопросу (делает предположения), систематизирует информацию .

Направлена на вызов у учащихся уже имеющихся знаний по изучаемому вопросу, активизацию их деятельности, мотивацию к дальнейшей работе. Предлагает выполнить задания на выбор, по усвоению материала предыдущих уроков.Приложение1,2.(Дифференцированные задания). Алгоритм выполнения заданий.

Индивидуальная, в парах.

Игра, тест.

Систематизация материала.

 
 
 

Получение Личностных, Предметных, Метапредметных результатов.

 

 

 

 

 
 
 
 
 

 

3. Стадия Рефлексия

Умение делать выводы. Анализ своей деятельности на уроке.

Заполнение кластеров.

Установление причинно-следственных связей между блоками информации.

Возврат к ключевым словам, верным и неверным утверждениям.

Ответы на поставленные вопросы

Корректировка деятельности.

Индивидуальная, в парах.

Отзыв об уроке.

 

 

 

 

 
 
 
 
 

 

 


 

 


 

 


 

Модель учебного занятия в режиме проектного обучения

(исследовательский проект)

 


 

Этап занятия

Этап работы

Задачи

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Результат

Оргмомент

Запуск проекта

Определить готовность учащихся к работе

Учитель объявляет тему, формирует группы

Объединяются в группы, подготавливают рабочее место

Сформированные группы по наличию компьютеров и взаимодействию учащихся.

Целеполагание и мотивация

Планирование работы

 

Разрабатывает вопросы, задания для групп, подбирает литературу, ставит проблему, мотивирует познавательную деятельность

Анализируют проблему, определяют обязанности участников при выполнении заданий

 

Актуализация знаний и умений

Определение уровня готовности к поисковой работе

 

Подготавливает учащихся к выполнению исследования

Выделяют пути достижения цели, определяют основные понятия темы, отбирают содержание и решение проблемы

 

Первичное усвоение знаний

Сбор информации

 

Наблюдает за деятельностью учащихся, консультирует

В ходе групповой работы изучают материал, отбирают главное, работают с источниками информации.

 

Осмысление учебного материала

Структуирование информации

 

Направляет самостоятельную деятельность учащихся

Выполняют задания, предлагают решения поставленной проблемы

 

Закрепление учебного материала

Обмен информацией

 

Координирует результаты самостоятельной познавательной деятельности учащихся

Находят партнёра по проблеме, знакомят его со своими результатами решения проблемы, обмениваются вопросами, разрабатывают форму творческого проекта

 

Применение знаний и умений

Оформление результатов работы

 

Наблюдает за деятельностью учащихся, помогает подготовить творческое представление результатов

Оформляют проект

 

Презентация и оценка результатов

Защита

 

Организует выступление групп, помогает оценить продукт проекта

Выступают перед аудиторией, отвечают на вопросы

 

Подведение итогов урока

Рефлексия

Умение делать выводы, анализ деятельности.

Высказывает собственное суждение о достижении цели урока

Оценивают результаты своей деятельности, определяют пути достижения успеха

Отзыв об уроке

Домашнее задание

 

 

 

Создание синквейна

 


 


»  Тэги к этому документу:

Поиск

Loading

Оценка материала

...