Вы не зарегистрированы

Авторизация



Дополнительное занятие

Размещено: Ольга Владимировна Ломакова - чт, 08/11/2012 - 15:38
Данные об авторе
Автор(ы): 
Ломакова Ольга Владимировна
Место работы, должность: 

МБОУ СОШ с. Пилюгино, учитель математики

Регион: 
Саратовская область
Характеристики ресурса
Уровни образования: 
основное общее образование
Класс(ы): 
9 класс
Класс(ы): 
10 класс
Предмет(ы): 
Геометрия
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Тип ресурса: 
программа
Краткое описание ресурса: 
<p> Дополнительное занятие &quot;Геометрия вокруг нас&quot;</p>

 

              Планирование дополнительного занятия по математике

 

                    «Геометрия вокруг нас»

Пояснительная записка.

Постепенное вхождение России в европейское образовательное пространство, сложившаяся социально-экономическая и политическая ситуация диктуют  необходимость изменения приоритетов в учебно-воспитательном процессе, выдвигая на первый план не только традиционную задачу повышения качества обучения, но и требуя в первую очередь особых педагогических  усилий от школы в решении проблемы воспитания.

Одной из важнейших задач школы является воспитание всесторонне развитого человека, воспринимающего мир как единое целое. Носителем собственного метода познания мира является геометрия, с помощью которой рассматриваются формы и взаимное расположение предметов. Изучение геометрии в школе направлено на развитие пространственного представления окружающего мира, образного мышления учащихся, приобретение изобразительно-графических навыков, формирования геометрического мышления.

В настоящее время введение дополнительного образования широко используется образовательными учреждениями и позволяет учителям математики более детально проработать курс. Следует отметить, что занятия дополнительного образования ни в коем случае  не должны быть направлены на закрепление пройденного материала по основной программе. Наиболее целесообразно использование занятий на развитие образного мышления учащихся с помощью геометрии. Безусловно, в течение курса математики в 5-6 классах рассматриваются некоторые элементы геометрии, но этого недостаточно, ввиду сложности и насыщенности курса математики. Предлагаемый курс обеспечит наиболее органичный, с точки зрения психолого-педагогических особенностей возраста, способ деятельности школьников. 

Настоящая программа рассчитана на обучающихся 5-6 классов, режим занятий - 2 часа в неделю, или  72 часа в целом  за 1 год обучения.

Программа курса «Геометрия вокруг нас» предназначена для развития пространственного воображения, геометрической интуиции и творческих способностей у учащихся 5-6 классов. Особенностью курса является одновременное изучение элементов планиметрии и стереометрии с большим количеством практических занятий.

Цель:

·        обеспечить развитие творческих способностей ребенка: гибкость мышления, «геометрическую» зоркость, интуицию, воображение.

        Задачи:

·        формирование качеств личности, необходимых для полноценной жизни в современном обществе, свойственных математической деятельности: ясность и четкость мысли, критичность мышления, интуиция, логическое мышление, элементы алгоритмической культуры, способность к преодолению трудностей;

·        воспитание культуры личности, отношение к геометрии как к части общечеловеческой культуры, играющей особую роль в общественном развитии;

·        развитие  гибкости и оригинальности мышления,  коммуникативных навыков

 

Для проведения учебных занятий используются следующие формы и методы работы.

Формы обучения:  коллективные и индивидуально-групповые занятия,  практические и творческие работы.

Основные методы:

объяснение, беседа, иллюстрирование, решение задач, дидактические игры, убеждение.

Контроль достиженияпланируемых результатов осуществляется непосредственно при выполнении заданий.

Предполагаемые результаты.

В результате внедрения предлагаемой программы для дополнительного образования по математике будут сняты трудности в первоначальном ознакомлении с геометрией, когда в 7 классе учащиеся приступают к систематическому изучению этого курса. Развитое пространственное воображение, в условиях сжатости курса геометрии, позволит существенно повысить усвоение учащимся в будущем основного материала.

        Обучающиеся должны знать

·        виды пространств и их размерность;

·        определение параллельных прямых на плоскости. перпендикулярность прямых на плоскости  и в пространстве;

·        виды многогранников и свойства их элементов;

·        центральную и осевую симметрию;

·        пифагоровы тройки, теорему Пифагора;

·        биографию великих математиков;

                   Уметь

·        выполнять построение треугольника по трем его элементам;

·        решать задачи на нахождение объема  и площади поверхности куба, на свойство развертки куба;

·        выполнять построение многогранников;

·        моделировать многогранники из картона, используя их развертку;

 

Учебно – тематическое планирование

 

Тема занятий

Количество часов

Всего

Теорет.

Практич.

1

Точки, прямые, отрезки

6

2

4

2

Треугольник и тетраэдр                          

7

2

5

3

Куб                                           

8

2

6

4

Четырехугольник, параллелепипед                          

7

1

6

5

Многоугольник и многогранник                            

       7

2

5

6

Правильные многогранники

6

1

5

7

Измерения величин                                  

6

1

5

8

Симметрия    

6

1

5

9

Прямоугольный треугольник

6

1

5

10

История геометрии

5

 

5

11

Оригами

4

1

3

12

Наша геометрия

4

 

4

 

                             Итого:

72

14

58

Краткое содержание дополнительной образовательной программы

Тема 1. Точки, прямые, отрезки.(6ч)

Теоретический материал: Пространство и размерность. Конструирование по клеточкам.  Параллельные прямые на плоскости и в пространстве. Перпендикулярные прямые на плоскости  и в пространстве.

Практикум: Решение задач на параллельные и перпендикулярные прямые.

Тема 2. Треугольник и тетраэдр. 

Теоретический материал: Треугольник. Тетраэдр и его элементы. Свойства тетраэдра. Геометрические головоломки.

Практикум: Решение занимательных задач  на нахождение площади треугольника. Решение занимательных задач на нахождение площади поверхности и объёма тетраэдра. Построение треугольника потрем элементам.

Тема 3.  Куб.    

Теоретический материал: Куб и его свойства.

Практикум: Моделирование куба из бумаги. Конструирование фигур из кубов. Задачи на разрезание и складывание фигур Решение занимательных задач на нахождение объема  и площади поверхности куба. Задачи на свойство развертки куба.

 Тема 4.Четырехугольник, параллелепипед.

Теоретический материал: Параллелограмм и его элементы. Прямоугольник и его свойства. Параллелепипед и его элементы.

Практикум: Конструирование параллелепипедов из бумаги и спичек.

Решение занимательных задач на нахождение площади параллелограмма, прямоугольника используя формулы и свойства.

Тема 5. Многогранник.

Теоретический материал: Многогранники и их элементы. Многогранники вокруг нас.

Практикум: Решение занимательных задач на нахождение объёма и площади поверхности многогранников.Создание презентации многогранники вокруг нас.                         

  Тема 6. Правильные многогранники.

Теоретический материал: Октаэдр. Додекаэдр. Икосаэдр.

Практикум: Моделирование правильных многогранников из картона, используя их развертку.

 Тема 7. Измерения величин.  

 Теоретический материал: Измерение длины.

Практикум:  Измерения на местности. Выполнение и защита  проекта на заданную тему.    

 Тема8.Симметрия.

Теоретический материал: Симметрия. Бордюры и орнаменты.

 Практикум: Построение фигур используя свойства симметрии.

 Тема 9. История геометрии.

Теоретический материал: Пифагор. Евклид. Лобачевский.

 Практикум: Подготовка и защита проекта «Великие математики и ученые»

 Тема 10. Прямоугольный треугольник.

 Теоретический материал: Пифагоровы тройки. Теорема Пифагора.

Практикум: Решение простейших диафантовых уравнений, позволяющих найти пифагоровы тройки.

  Тема 11. Оригами.

 Теоретический материал: Конструирование объемных тел с использованием  компьютера.

Практикум: Конструирование объемных тел с использованием  компьютера.

 

 Тема 12. Наша геометрия.

  Практикум : Решение задач на развитие пространственных представлений.  Праздник “Наша геометрия”.

 

Литература для учителя.

1.     Бабинская. И.Л. Задачи математических олимпиад.- М; 1975.

2.     Епишова О.Б., Крупич В.И. Учить школьников учиться математике: Формирование приемов учебной деятельности: Кн. для учителя. – М.: Просвещение,1990.

3.     Козлова Е.Г. сказки для математического кружка. - М.:Мирос,1994

4.     Математические олимпиады. - М.:Экзамен,2006.

5.     Математические олимпиады .учебное  – методическое пособие/ Сост. М. Н. Бобошко , Л.В. Коноплева.- Омск: Издательство ОмПГУ,1998.

 

Литература для ученика.

1.     Тысяча проблемных задач по математике: Кн. Для учащихся. - М.: Просвещение,1995.

2.     Шапир А. Д., Зачем нужно решать задачи?: Кн. Для учащихся. - М.: Просвещение,1996.

3.     Математические олимпиады. - М.:Экзамен,2006.

4.     Лоповок Л.М.Тысяча проблемных задач по математике : Кн.для учащихся.- М.свещение,1995.

 

 

 

  


»  Тэги к этому документу:

Поиск

Loading

Оценка материала

...