Вы не зарегистрированы

Авторизация



эссе

Размещено: Елена Аникеева - пт, 13/01/2012 - 13:58
Данные об авторе
Место работы, должность: 

Эссе на тему «Семья в фокусе социальной политики»
Если ты думаешь на год вперед, посади семя.
Если ты думаешь на десятилетия вперед, посади дерево.
Если ты думаешь на век вперед, воспитай человека.
Восточная мудрость
Семья - одна из главных ценностей, которую создал человек. Ни одна нация, ни одна культурная общность не обошлась без семьи. В благополучном развитии и существовании семьи заинтересовано общество, государство, в прочной, надежной семье нуждается каждый человек, независимо от возраста. Мы живем в век компьютеризации, новых технических открытий, прогресса. В свете социально-политических преобразований, направленных на построение правового, демократического общества, впервые государство создает возможности для процветания каждого проживающего в нем человека.
В последние годы проблема подготовки подрастающего поколения к семейно-родительской деятельности актуализировалась в связи с тем, что современная ситуация в России (экономический кризис, нагнетание социальной и политической напряженности, межэтнические конфликты, растущая материальная и социальная поляризация общества и т.д.) обострила положение семьи. Проблемы семьи и детей - это проблемы общества.
На мой взгляд, общественность должна объединить свои усилия в решении задачи возрождения семьи и семейных ценностей и шаг за шагом помогать семье воспитывать своего ребенка. Совершенно очевидно, что значительную роль в формировании культуры личности, в повышении интеллектуального, физического и духовного потенциала человека должны сыграть, образование и просвещение человека. Оттого, какими будут выпускники школ, вузов, во многом зависит будущее России. А значит именно физическое и психическое здоровье населения определяет в настоящее время перспективу и будущность развития любой страны. И, мне кажется, что разговор о воспитании гражданина и патриота страны должен начинаться, прежде всего, с воспитания настоящего семьянина, с возрождения института семьи и дома. «Ибо счастлив тот, кто счастлив дома» (Л.Н. Толстой).
В последнее время всё чаще поднимается вопрос о взаимоотношении семьи и школы, о том, как привлечь родителей к сотрудничеству со школой. Но, почему-то, мы педагоги рассматриваем только то, что мы можем делать здесь и сейчас, и не продумываем того, чтобы будущие семьи были ближе к школе. А какие такие будущие семьи? Это, по сути, сегодняшние школьники. Не пора ли задуматься о том, как из нынешних мальчишек и девчонок уже в школе воспитывать будущих грамотных и ответственных родителей. Что сейчас делается в школе для этого?
Очень жаль, что в школах перестал вестись курс «Этика и психология семейной жизни», который я, будучи школьницей, с интересом изучала в школе. Данный курс не является обязательным в школьной программе и изучается в некоторых школах, как факультатив или элективный курс. Ведь совсем недавно, несколько лет назад, к нему был высокий интерес. Об этом свидетельствует статья К. В. АГАФОНОВОЙ, заместителя начальника Главного управления школ Министерства просвещения СССР в журнале «Здоровье» № 1 от 1985 года: «…и совсем не случайно в постановлении ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О мерах по усилению государственной помощи семьям, имеющим детей» было предусмотрено, помимо многих других мер, введение обязательных занятий для учащихся старших классов общеобразовательных школ по психологии и этике семейной жизни, гигиеническому и половому воспитанию юношей и девушек. Академия педагогических наук СССР на основе специальных исследований и факультативных занятий со школьниками разработала типовую программу для старшеклассников, включающую курсы «Гигиеническое и половое воспитание»—для восьмых классов и «Этика и психология семейной жизни»—для девятых и десятых. Оба курса сначала были введены в порядке эксперимента в 500 школах разных республик. Курс «Этика и психология семейной жизни» рассчитан на то, чтобы не только дать подросткам определенные знания, но и сформировать правильное представление о правах личности и ее ответственности перед обществом, о нравственных основах взаимоотношений между юношей и девушкой. Однако, прошли годы, а этот курс так и не нашел свое место в общеобразовательных учреждениях.
 Предварительные исследования показали, что старшеклассники, стоящие на пороге зрелости, к семейной жизни подготовлены явно недостаточно. Многие из них не умеют считаться с интересами членов семьи, заботиться о них; у некоторых молодых людей не развито чувство ответственности, долга перед близкими, они предъявляют повышенные требования к другим и снисходительно относятся к своим недостаткам; зачастую ребята не только не помогают родителям в работе по дому, но и не владеют навыками самообслуживания.
И все-таки, как и где подрастающее поколение узнает «что такое хорошо, и что такое плохо?». Как возродить институт семьи, когда с каждым годом отрицательные тенденции общественного развития становятся, к сожалению, все более устойчивыми и оказывают негативное влияние на воспитание подрастающего поколения. Разрозненность и противоречивость влияний на личность различных факторов структур социума, различного рода государственных и общественных организаций снижает эффективность позитивных воспитательных влияний семьи. Многие исследователи рассматривают семью как институт воспитания, где ребенок как объект и субъект воспитания находится под постоянным, целенаправленным и неформальным контролем со стороны родственников, близких, соседей (Б.З. Вульфов, Никитина Л.Е., Н.Г. Филонов и др.).
В целом в различных регионах страны ведется активная опытно-экспериментальная работа, накоплен некоторый теоретический и эмпирический материал, однако нет единства во взглядах на преподавание в школе курсов, раскрывающих понятия «семья», «функции семьи», «семейные ценности». Таким образом, на выходе из школы мы получаем модель человека – гражданина с определенным багажом научных знаний, практически не готового к счастливой семейной жизни. Возникает проблемный вопрос: «А сможет ли человек, не имеющий четкого представления об истинной ценности семьи, быть настоящим полноценным гражданином общества?»
Классическим примером простого социального института является институт семьи. Семья представляет собой комплексное социальное явление, в котором сплелись воедино многообразные формы общественных отношений и процессов и которому присущи многочисленные социальные функции.
Семья - это основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью; в ней вырабатываются совокупность норм, санкций и образцов поведения, регламентирующих взаимодействие между супругами, родителями и детьми, детей между собой.
Семья - важнейший институт социализации подрастающих поколений. Она являет собой персональную среду жизни и развития детей, подростков, юношей, качество которой определяется рядом параметров конкретной семьи.
Страна отброшена в этом отношении лет на 20 назад. Сейчас, как и двадцать лет назад, интерес к семье и семейному воспитанию возрастает. Наше общество заинтересовано в том, чтобы каждая семья была счастливой и прочной, чтобы отношения между мужьями и женами, родителями и детьми всегда были доверительными, добрыми.
А семья, семейные взаимоотношения? Здесь тоже произошли большие изменения. Сегодня редко встретишь патриархальную семью, где отец — хозяин, а мама — хранительница домашнего очага. Женщины стремятся к самореализации, достигают больших успехов в карьере. Также треть семей сталкиваются с серьезными и почти половина с частичными трудностями в воспитании детей. Родители называют 7 причин трудностей в следующем порядке по их значимости: недостаток материальных средств; недостаток времени; недостаток педагогического опыта; плохие жилищные условия; влияние неформальных групп; отсутствие помощи со стороны школы. И лишь в последнюю очередь — неблагоприятная ситуация в семье.Большинство родителей уверены, что воспитанию их детей мешает государственная политика, экономика, другие причины, а не внутрисемейные отношения.
Однако, ответы детей другие. 60—70% проблем подростков 14-15 лет — это взаимоотношения в семье. Наиболее часто встречающиеся проблемы: «нет контакта с мамой»; «родители часто кричат, ссорятся»; «очень жесткий контроль; просто поговорить с папой невозможно»; «постоянные ссоры с братом, сест¬рой»; «у родителей нет времени погово¬рить со мной»; «родители ограничивают во всем»; «нет понимания, мама постоянно кричит»; «считают, что я должна учиться только на «5» (я учусь на «хорошо»), никуда не пускают»; «говорят, что я не умная и «бездарность» и никаких шансов поступить куда-либо у меня нет; «никогда не хвалят». А самое страшное высказывание: «Я не люблю своих родителей».
По данным отделов записи гражданского состояния в стране количество разводов почти в два раза превышает количество браков. И с каждым годом значительно растет количество детей, воспитывающихся в неполных семьях, детей «группы риска», увеличивается число неблагополучных семей. За каждым из этих фактов — человеческая судьба, судьба будущего поколения. А в основе чаще всего — не сложившиеся отношения в семье, отсутствие взаимопонимания. Безусловно, причин такой печальной картины много, и политика по отношению к семье в том числе. Два миллиона беспризорников, триста тысяч сирот в детских домах, сотни тысяч наркоманов. Проблемы семьи и ребенка требуют большого внимания, поскольку проблемы ребенка – это, прежде всего, проблемы семьи, а затем уже государства, при этом они неразрывно связаны между собой и никакое государство не может, да и не должно в большинстве случаев заменять семью. Нравственно-психическая деградация человека влечет за собой весьма грустные последствия для общества в целом.
И здесь хочется привести слова великого Конфуция:
«Если ты хочешь изменить государство, начни с провинции.
Если ты хочешь изменить провинции, начни с районов.
Если ты хочешь изменить районы, начни с городов.
Если ты хочешь изменить города, начни с улиц.
Если ты хочешь изменить улицы, начни с домов.
Если ты хочешь изменить дома, начни с семьи.
Если ты хочешь изменить семью, начни с себя».

Регион: 
Ярославская область
Характеристики ресурса
Предмет(ы): 
Социология
Целевая аудитория: 
Социальный работник
Тип ресурса: 
дидактический материал
Краткое описание ресурса: 
<p> эссе</p>

»  Тэги к этому документу:

Поиск

Loading

Оценка материала

...