Вы не зарегистрированы

Авторизация



Конструирование урока с целью достижения метапредметных и личностных результатов

Описание мастер-класса
Предмет(ы): 
Все предметы
Класс(ы): 
Все классы
Тема: 
Конструирование урока с целью достижения метапредметных и личностных результатов
Регион: 
Ставропольский край
Дата: 
Ср, 18/05/2011 - Чет, 30/06/2011
Статус: 
Идет

 Вводная лекция

Должна признаться, что задача, которая стоит сейчас передо мной, куда труднее, чем прежние.

Мне предстоит делиться размышлениями на тему, которую не хотелось бы ни упрощать, ни превращать в эффектные заявления, хотелось, чтобысегодня получилась не парадная речь, а  развернутое изложение моих рабочих мыслей о современной школе и роли учителя в ней.

Тем более, что президентом РФ Д.А.Медведевым вопрос системных изменений в школе, заявлен как один из ключевых элементов национального развития.

Тема современной школы для меня имеет два уровня осмысления.

Рассмотрим оба уровня.

Первый – глобальный, определяющий какие изменения происходят в жизни общества и к чему они приводят современную школу.

И, второй,- личностный, определяющий возможность и необходимость изменения в самих субъектах образования: учащихся и учителе.

Мне, как тьютору программы Интел «Обучение для будущего», (не правда ли, говорящее название?) прошлым летом довелось побывать на конференции «Чему и как учить в 21 веке?».

Невольно обратила внимание на интересную мысль, высказанную в своем видео-выступлении руководителем департамента государственной политики в сфере образования: «Важнейшим приоритетом является желание детей и родителей учиться в нормальной школе, у нормальных учителей, в нормальных условиях».

    Странная, на первый взгляд, мысль.

Разве мы  раньше не воспитывали человека, не учили ученика? 

Да, учили. Да, воспитывали.

Но, почему же тогда, в нашей стране в последние полстолетия 20 века было уничтожено 95% культурных ценностей, почему стало процветать бездушие и хамство? Почему так трудно порой найти искорки доброты и милосердия в наших детях, почему они равнодушны к старикам, а родители отказываются от детей?

Что  мы  делали не так? Что  потеряли? Что упустили, если рушится основной институт нашего общества.

Современная эпоха – это время  информационной цивилизации, а она требует  формирования нового типа мышления, нового отношения людей к жизни, формирования новой идеи самой человеческой жизни.

Вот почему сегодня в образовании необходимо изменить его философско-методологическую  основу.

Являясь приоритетным направлением общественного развития,  оно должно стать ориентированным не только и не столько на интересы государства и социума, но, прежде всего, на интересы личности.

Мне очень близко то, что в проекте стандартов второго поколения цели современного образования выглядят не глаголами в повелительном наклонении: «Научить, развить, внедрить, воспитать», а некими ориентирами, к которым хочется стремиться.

Чему же надо учить в  современной школе?

Прежде всего – социальным и надпредметным компетентностям, позволяющим реализовать себя в любых обстоятельствах наилучшим образом.

Каковы же средства  достижения этих главных умений нынешнего века?

Общеизвестно, что нельзя двигаться вперед с головой, повернутой назад,  а потому недопустимо использовать неэффективные, устаревшие технологии, изматывающие и ученика и учителя, требующие больших временных затрат и не гарантирующих качественное образование.

Однако, и это вы прекрасно знаете, в современной школе наблюдаются и  ранние педагогические кризисы, замедление или прекращение профессиональ­ного роста педагога.

Учитель, к сожалению,  не владеет технологиями,  обеспечивающими  реализацию   индивидуальных   учебных   программ   и   проектной деятельности,  нет механизма опережения в формировании педагогической техники, отсутствуют педагогические сообщества, умеющие работать в рефлексивном режиме на основе выстраивания паритетных отношений, учитель слабо владеет  механизмами экспериментальной апробации.

А ведь школа, уже не будущего, настоящего, - это школа, где технологии учителя создают сами, проектируя образовательные процессы «от ребенка», от его потребностей, мотивов, возможностей, способностей.

Надо сказать, что  общество всегда предъявляло высокие требования к учителю. Изменения, происходящие в последние годы, по­требовали еще более качественного преобразования деятельности педагогов в профессиональном поле, углубления оперативности   и открытости учителя.

Я убеждена, что в качестве основного фактора обновления системы образования,  и сегодня и завтра, будет выступать личность учителя,  с ярко выраженной индивидуальностью, с  правом на выбор технологии обучения и ответственностью за результаты развития личности ученика.

Скажу, что эта цель предусмотрена и в проекте профессионального стандарта, который  представляет современного педагога как высокого профессионала, глубоко владеющего своим предметом, обладающего собственным стилем педагогической деятельности,базирующимся на основе развития целого комплекса компонентов личности.

Именно такого учителя всегда отлича­ет высокая степень результативности.  

В структуре его личности  всегда гармонично сочетаются научные и педагогические интересы и потреб­ности,  требовательность к себе, самокритичность. Ведь сам статус учителя не дает автоматического авторитета его носителю.

Вот почему братья Стругацкие писали: «Мастером не трудно стать, трудно им оставаться»…

И, все- таки, школа – это, прежде всего,  урок.

Говорят, что урок – это  театр двух актеров, учителя и ученика. Он, подобно спектаклю, имеет несколько запрограммированных дебютов, которые волей участников перерастают в бесконечное количество импровизированных продолжений.

 Но на современном уроке должны творить  оба субъекта педагогического процесса, и, именно от учителя напрямую зависит творческое озарение ученика. Как затронуть тонкие струны детских душ, чтобы зазвучали они как единая мелодия, чтобы получился не просто спектакль – а Урок?...

Как добиться того, чтобы это творческое озарение, основанное на знании, пришло?  Как происходит рождение учениками личного образовательного продукта?

Мне, как учителю,  путь видится один — создать на уроке ту среду, ту плоскость, в которой наиболее полно смогут раскрыться творческие потенции ребенка и будет осуществляться его постоянный интеллектуальный рост.

Но интеллект — это всего лишь потенциал, а вот умение мыслить — способность его реализовывать. Поэтому задача учителя  заключается  в том, чтобы раскрепостить мышление ребенка,  использовать те богатейшие возможности, которые дала ему природа.

Именно технологии «думания» и «творения» должны обучаться ученики на уроках в современной школе. 

Вот если это получится,  мы будем иметь дело с ребенком, не просто желающим обладать большим запасом знаний, но заглядывающим за познавательный горизонт. То, что я не знаю – загадка, значит, это интересно…

Но как часто учителю приходится брать  на себя роль переводчика, когда видишь, что мысль ученика бьется в тенетах не до конца осознанных мыслей: не найдя точных словесных определений, мысль ученика то становится пугливой, то почти умирает. Учитель обязан угадывать чутьем, что он хочет сказать, стремиться не дать погибнуть слову, мысли, мечте…

Ведь  дети 21 века – это дети, проживающие свою пору становления в период кризиса, обострения многих социальных противоречий.

Не случайно, в биологии есть понятие о двух видах естественного отбора – стабилизирующем, закрепляющим средние признаки, отбирающим наиболее приспособленных и движущем,  дающим право на жизнь «разным», отклоняющимся от средней линии как в одну, так и в другую стороны. Это и есть основа для разнообразия признаков внутри вида.

Мне современные дети напоминают результаты движущего отбора – они такие разные, по-своему интересные, зачастую непредсказуемые, иногда агрессивные в своем стремлении выжить, часто беззащитные перед средой.

Мы же с вами – поколение стабилизирующего отбора, выросшие во времена застоя, привыкшие к стабильности и постоянству.

Как же нам не просто понять их, а еще и учить, тех, кто очертя голову бросается в омут непознанных ощущений (алкоголь, наркотики, СПИД)?

Чему мы можем научить их, аборигенов компьютерного мира, в котором мы эмигранты?

Что мы можем дать им? Пожалуй, только одно – научить созидать, а не разрушать тот мир, в котором мы живем.

А созидательная направленность личности выстраивается в процессе развития у детей мотивации к познанию, начинается с желания творить, создавать новое. Именно этому ощущению счастья от самого поиска знаний нужно научить своих учеников, привить им потребность в новых впечатлениях, потребность в разрешении противоречий, потребность в созидании...

Элберт Грин Хаббард считал, что «Цель обучения ребенка состоит в том, чтобы сделать его способным развиваться дальше без помощи учителя». 

А духовность, нравственность – спросите вы меня?

Но ведь это тоже признаки интеллекта? Только «правильно устроенный» мозг, по словам Грасиана-и-Моралеса, позволяет все время помнить о своем не внешнем, внутреннем облике.   «Все время проверяй себя, насколько ты тверд в благоразумии», говорил он.

Мне кажется, несмотря на всю провозглашенную технологичность современной школы, основной идеей была и остается идея взращивания Человека интеллекта, Человека культуры в стремительно глобализующемся современном мире.

Именно этому будут учить учителя 21 века учеников 21 века. Наша задача не предвидеть будущее, а творить его уже сегодня, ведь будущее всегда заложено в настоящем!

Прикрепленный файлРазмер
Конструирование урока с целью достижения метапредметных и личностных результатов.ppt3.95 Мбайт
выступление.doc73 Кбайт

Поиск

Loading