Вы не зарегистрированы

Авторизация



Игра в ансамбле на начальном этапе обучения

Размещено: Маргарита Мироновна Агаджанова - чт, 21/04/2011 - 12:14
Данные об авторе
Автор(ы): 
Агаджанова Маргарита Мироновна
Место работы, должность: 

МОУДОД ДМШ №21 преподаватель по классу фортепиано

Регион: 
Саратовская область
Характеристики ресурса
Уровни образования: 
дополнительное образование детей
Класс(ы): 
1 класс
Класс(ы): 
2 класс
Класс(ы): 
3 класс
Предмет(ы): 
Внешкольная работа
Предмет(ы): 
Музыка
Предмет(ы): 
Педагогика
Целевая аудитория: 
Педагог дополнительного образования
Ресурс для профильной школы: 
Ресурс для профильной школы
Тип ресурса: 
методическая разработка
Краткое описание ресурса: 
<p> Методическая работа знакомит с навыками ансамблевой игры на фортепиано на начальном этапе обучения на основе пьес Ю. Парфенова из сборника <em>Учитель, ученик, рояль</em> и ряда других пьес.</p>

 

 

 

                        Игра в ансамбле на начальном этапе обучения игры на фортепиано.

 

 

    Четырехручный дуэт - единственный род ансамбля, когда два человека музицируют за одним инструментом. В словах ансамблевое музицирование содержится два понятия: совместная музыкальная игра и музицирование, то есть процесс занятия музыкой, игра на музыкальных инструментах. Музицировать- развлекаться музыкой, играть; играть с удовольствием. Музицирование предполагает чтение с листа, транспонирование, подбор по слуху , игру в ансамбле, аккомпанемент.

    Дети любят петь в хоре, ощущая себя частью большого, красивого, гармонического целого.

    Детям очень нравится играть в ансамбле. Играя в ансамбле с педагогом, начинающий пианист ощущает себя частью единого целого в звучании музыки.

    Очень важна и воспитательная функция ансамбля. Ребенок учится думать о партнере, слушать его, решать вместе различные проблемы. Выработка чувства ответственности перед партнером не только пригодится ребенку при адаптации в социальной среде, но и помогает понять необходимость точного исполнения текста. (счет, паузы, штрихи и т.д.)

    Ансамблевая игра закладывает основы для воспитания слухового внимания, развития гармонического слуха, ритмической дисциплины и способствует развитию истинного чувства ритма.

    Особенности игры в четыре руки лучше выявляются при сравнении ее с игрой пианистов на двух фортепиано. Различия между этими ансамблями очень велики и касаются их принципиальных стилевых основ.

   Два инструмента дают исполнителям гораздо большую свободу, независимость в использовании регистров, педалей и прочее, в то время как близкое соседство пианистов за одной клавиатурой способствуют их внутреннему единству и сопереживанию.

   Различия в характере ансамблей отразились и в музыке, создаваемой для них; произведения для двух фортепиано тяготеют к виртуозности, концертности, сочинения же для четырехручного дуэта – к стилю камерного музицирования.

    Для первого года обучения мною было взято пособие “Учитель, ученик, рояль” составленный из очень веселых песенок Ю.Парфенова.

    Все песенки имеют простые, легко запоминающиеся мелодии и очень смешные стихи. Они направлены на развитие слуха и образногомышления маленького исполнителя.

   Петербургский автор Юрий Парфенов сочинил цикл чудесных детских песенок про разных зверушек. Добрые, иногда грустные, иногда очень смешные слова этих песенок обязательно должны заинтересовать маленьких учеников, должны заставить захотеть учеников озвучить их, то есть сыграть.

    Все песенки представлены в виде ансамбля учителя и ученика, потому что именно в ансамбле малыш чувствует себя увереннее, нежели когда он играет один. На первых порах очень важно, чтоб ученик чувствовал рядом руку своего педагога, это развивает в нем чувство уверенности и покоя, что очень полезно для воспитания эстрадной воли.

   Десять песенок- ансамблей расположены по возрастающей трудности, по ознакомлению с различными штрихами, с усложнением ритмического рисунка.

   Мелодии всех песенок распределены между двумя руками, что очень хорошо для развития координации движений ученика.

    Первая песенка сборника “Ежик”. К образу колючего ежика обращались многие композиторы (Д. Кабалевский “Ежик”- его ежик стаккатный, колючий). В этом же сборнике - очень добрая светлая песенка. Исполняется штрихом nonlegato, в основном третьим пальцем. В конце песенки “Мир на ежиках стоит”- кульминация пьески, кстати, на этом примере можно доступно объяснить ученику, что такое кульминация.

   Вторая песня “Мышка” исполняется штрихом non legato. Она несколько сложнее “Ежика”. Песенки хороши для развития ритмических навыков у ребенка. Точка около ноты, особенно возле восьмушки, вызывает у ученика проблемы в исполнении. Работа над этой песенкой поможет преодолеть в дальнейшем ритмические сложности.

   Третья песенка “Медведь”- излюбленный образ маленьких детей - мишка косолапый. Ю.Парфенов удивительно точно передает образ ленивого, доброго лежебоки. Играя эту песенку, ученик хорошо освоит штрих nonlegato, научится играть с опорой, так как хорошо понимает как тяжело ступает по земле медведь.

    Четвертая песенка “Белочка”- исполняется штрихом staccato. От исполнителя требуется постоянно находиться в состояния прыжка, ведь белочка скачет и прыгает. Темп в этой песенке более подвижный. Следует обратить внимание ученика на четверть, объяснить, что на этих нотках рука расслабляется, отдыхает от прыжков и что эта четверть каждый раз является концом музыкальной фразы.

   Пятая песенка “Зайчик”- много песенок про зайчика, но такой “заводной” получился  только  у Парфенова. В ней усложняется ритмический рисунок, наряду со штрихом staccatoсоседствует legato.Впервые появляются звуки на два такта. Это поможет ребенку научиться слышать и уметь провести более длинную музыкальную мысль. Некоторую сложность представляет и исполнение шестнадцатых в затактах, идущее на одном звуке. Следует проучить эти места медленно, с внутренним движением в правую долю следующего такта.

   Шестая песенка “Лягушка” – так же  как и песенка “Зайчик” сочетает штрихи staccato и legato. Закрепляет понятие пунктирного ритма. Лиги не длинные две-три ноты, что позволяет хорошо организовать игровые движения ученика при исполнении штриха legato.

Седьмая песенка “Сова”- это минорная, грустная песенка, в отличие от предыдущих исполняется штрихом legato.

    Восьмая песенка “Ручеек”- чудесная маленькая пастораль. В ней звуками передано журчание воды, что конечно, для ученика гораздо сложнее. Перед работой над этой песенкой педагогу необходимо много раз сыграть ученику свою парту и спеть его партию для того, чтобы ребенок понял звуковые задачи, поставленные перед ним. Представляют сложность в этой песенке репетиционные моменты. Нужно показать ученику, как можно сыграть репетиции legato, внимательно проработать аппликатуру.

    Девятая песенка “Дождевые черви”- удивительная песенка.  Очень интересные ползающие ходы мелодии, которые, в самом деле, ассоциируются с червяками. В припеве происходит модуляция в мажор и потом опять уход с минор. На этом простом примере можно познакомить ученика с понятием перехода из одной тональности в другую.

   Последняя песенка цикла “До свидания сказка”- прощание со сказкой. Умиротворенный характер музыки настраивает слушателя на лирический лад. Необычайные гармонии в партии учителя очень хорошо  послужат началу развития гармонического мышления учащегося.

   До сегодняшнего дня сохранились в педагогическом репертуаре “десять пятиклавишных пьес”op.74 Ц.Кюи, изданные в двух тетрадях. Первая состоит из пяти первых пьес без названий, для начинающих.

   Пьеса номер четыре  Ре Минор. Унисонное движение мелодий, позиционная игра создают удобство в исполнении. Простая, певучая мелодия первой партии сопровождается очень красивым гармоническим сопровождением. Наличие отклонений в темпе, синкопированный ритмический рисунок  предают пьесе лирическое обаяние, чувствуется тонкое мастерство композитора- миниатюриста.

    Г. Вольфарт “Вальс” cоль мажор, то же унисонное ведение мелодии, наличие синкоп, задержанных нот обогащают пьесу ритмическим разнообразием, заставляют ученика гибко реагировать на смену ритмического рисунка.

    К.Ф.Бек “Менуэт” изобилует украшениями (форшлаги, морденты), пунктирный ритм придает  менуэту остроту , пульсация репетиций в партии левой руки ее монотонное ровное сопровождение в сочетании пунктирного ритма в правой руке, создают для ученика ритмический неудобства.

   В трио наличие триольного движения во второй партии развивает слуховой контроль ученика к первым навыкам исполнения полиритмии.

  Универсальный гений  В. А. Моцарта осветил и преобразил все музыкальные формы и жанры, известные Европе восемнадцатого столетия, в том числе и фортепианные дуэты. Ансамбль для двух пианистов вообще привлекал Моцарта; им созданы произведения и для двух фортепиано с оркестром, но большинство ансамблей предназначалась для исполнения на одном инструменте в четыре руки.

  “Контрданс” фа мажор - быстрый, энергичный танец, стаккатное изложение предает легкость и изящество. Продолжительные паузы прививают навык к слушанию проигрышей в партии партнера и умение вовремя вступить.

 

 

 

 

 

 Литература:    

    1. О. Сотникова  ”Играем с удовольствием”

    2. Е. Сорокина “Фортепианный дуэт”.


»  Тэги к этому документу:

Фото пользователя Алла Юрьевна Токмачёва

На: Игра в ансамбле на начальном этапе обучения


Подобран интересный материал для начального этапа игры на фортепиано.



Поиск

Loading

Оценка материала

...