Вы не зарегистрированы

Авторизация



Проект "Художественное развитие детей и нравственное воспитание средствами народного декоративно-прикладного искусства"

Фото пользователя Алла Александровна Максименко
Размещено: Алла Александровна Максименко - чт, 07/04/2011 - 15:49
Данные об авторе
Автор(ы): 
Максименко Алла Александровна
Место работы, должность: 

ТОГОУ ЦПМСС "Возрождение", педагог дополнительного образования

Регион: 
Тамбовская область
Характеристики ресурса
Уровни образования: 
дошкольное образование
Предмет(ы): 
Искусство
Целевая аудитория: 
Воспитатель
Целевая аудитория: 
Педагог дополнительного образования
Тип ресурса: 
проект
Краткое описание ресурса: 
<p> Педагогический проект</p>

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Педагогический проект

 

Тема:«  Художественное  развитие детей и нравственное воспитание средствами народного декоративно-прикладного искусства».

 

Автор проекта:Максименко А.А., педагог дополнительного образования ТОГОУ ЦПМСС «Возрождение».

Адресная группа:воспитанники подготовительной группы (дети 6-7 лет).

 

Тип проекта:

По доминирующей в проекте деятельности:исследовательский.

По содержанию: психолого-педагогический.

По числу участников проекта:групповой (воспитанники группы в количестве 20 человек).

По характеру контактов:открытый (к работе над проектом привлекаются родители, воспитатели, музыкальный работник, специалисты краеведческого музея)

 По продолжительности: продолжительный, рассчитан на 1 год.

 

Пояснительная записка

Современная ситуация характеризуется духовным кризисом общества. Сохранение культуры каждого народа и ее развитие - проблема для многонациональной России, потому что и в современном обществе именно культурный уклад этноса способен обеспечить успешную адаптацию индивида к условиям интенсивных перемен во всех сторонах его жизни.

Поэтому особую актуальность приобретает работа по воспитанию и развитию у детей национального чувства, чувство гордости за своих предков, уважение к истории и традициям родного края, чувство национального самосознания.

С искусством народа ребёнок знакомится с колыбельной песни, сказки, услышанных в раннем детстве. Народное искусство следует за ребёнком и во взрослую жизнь. Нет человека, который не знал хотя бы несколько пословиц, не помнил напева русской песни, не украшал свой быт изделиями народного искусства. При виде замечательных изделий хохломы, Вологды, Вятки, в нас просыпается память предков, мы ощущаем себя частичкой великого народа, создавшего могучую культуру, высокий духовный и нравственный потенциал, питающий многие поколения.

В искусстве художественных промыслов, созданном многими поколениями талантливых мастеров и художников, раскрывается художественный талант народа, находит проявление жизнеутверждающее мировоззрение, соединение труда и красоты. Не случайно народное искусство называют неиссякаемым источником прекрасного. Изделия русских народных художественных промыслов несут в массы эстетические идеалы народа, его демократическое отношение к действительности и высокую культуру художественного освоения материалов.

Важную роль народного и декоративно-прикладного искусства в эстетическом и нравственном воспитании отмечали многие отечественные искусствоведы, исследователи детского изобразительного творчества (А.П.Усова, Т.С.Комарова, Т.Я.Шпикалова, Н.Б.Халезова, Т.Н.Доронова, А.А.Грибовская и другие). Они убедительно показывают, что ознакомление с произведениями народного творчества побуждает в детях первые яркие представления о Родине, ее культуре, способствует воспитанию патриотических чувств, приобщает к миру прекрасного, и поэтому их нужно включать в педагогический процесс в детском саду.

Данный проект, на наш взгляд, является особенно значимым и актуальным, так как в педагогической действительности сложилось определённое противоречие между возросшей потребностью общества использования народной культуры, традиций, обычаев в эстетическом и нравственном воспитании детей и возможностями сложившейся системы образовательно-воспитательного процесса в реализации этого опыта.

В частности, на выбор темы данного проекта повлияло и изменение педагогической ситуации в нашем учреждении. В связи с принятием новой программы «Школа-2100», в которой реализация эстетического воспитания представлена в разделе «Синтез искусств», возникла необходимость в парциальной программе. Мы остановились на программе И.А.Лыковой «Цветные ладошки». В данной программе большое внимание уделяется развитию творческих способностей, экспериментированию с различными материалами. И это хорошо, но, на наш взгляд, недостаточно занятий по ознакомлению с декоративно-прикладным искусством.

Цель проекта:обосновать эффективность средств народного декоративно-прикладного искусства в художественном развитии и нравственном воспитании детей дошкольного возраста.

Задачи проекта:

определить развивающие и воспитательные возможности изучения народного декоративно-прикладного искусства в ДОУ

привлечь внимание воспитателей, родителей к проблеме формирования эстетических и нравственных качеств у детей;

расширить содержание раздела «Декоративно-прикладное искусство» программы И.А.Лыковой «Цветные ладошки»;

проследить динамику формирования нравственных качеств, эстетического восприятия, степени овладения детьми декоративным рисованием.

Предполагаемые результаты:

знание детьми народных промыслов, умение различать их виды;

положительная динамика сформированности нравственных качеств, эстетического восприятия, степени овладения детьми декоративным рисованием;

обогащение предметно-развивающей среды Центра

пополнение дидактического обеспечения раздела «Декоративно-прикладное искусство» программы И.А.Лыковой «Цветные ладошки»;

повышение заинтересованности родителей и воспитателей в решении проблем эстетического и нравственного воспитания детей.

 

 


План реализации проекта

 

Этап

 

Методы

реализации

Содержание деятельности

Сроки

проведения

Форма представления результатов

 

Аналитико-прогно

стический

Теоретический анализ, методы изучения литературы, беседа, наблюдение, анализ продуктов деятельности, метод проектирования

Выработка функционального представления о проблеме

Формулирование целей и задач проекта, его предполагаемых результатов.

Подбор критериев и проведение первичной диагностики, анализ полученных данных.

Разработка программно-методического обеспечения для реализации проекта.

Разработка плана действий по реализации проекта.

Август-сентябрь 2007 уч.г.

План проекта.

Календарно-тематический план по декоративно-прикладному искусству.

Перспективный план работы кружка «Маленький художник». Перспективный план индивидуальной работы.

Диагностический инструментарий.

 

 

Внедренческий

Наблюдение, беседа, анализ продуктов деятельности,

ситуации свободного выбора, игра

Организация деятельности кружка «Маленький художник».

Проведение консультации для воспитателей, родителей по Проведение занятий по разделу «Декоративно-прикладное искусство» программы И.А.Лыковой «Цветные ладошки».

использованию декоративно-прикладного искусства в процессе дидактических игр.

Реализация плана индивидуальной работы по декоративно-прикладному искусству с использованием дидактических игр.

Организация учебного проекта «Ложка точеная, ручка золоченая».

Реконструкция предметно-развивающей среды в изостудии, группах (обогащение уголков творчества пособиями, предметами народного искусства).

Сентябрь 2007 – май 2008 уч.г.

Конспекты занятий

Презентация проекта «Ложка точеная, ручка золоченая».

Выставка работ кружка «Маленький художник».

 

Обобщающий

Наблюдение, беседа, анализ продуктов деятельности,

Логические методы (анализ, сравнение, обобщение и др.),  математические и статистические методы

Анализ результатов, соотнесение их с поставленными целями и задачами.

Обобщение опыта, подготовка рекомендаций другим педагогам по внедрению в практику.

Составление тезисов и докладов  к научно-практическим конференциям, семинарам и т.п.

Определение перспективы развития проекта.

Май – июнь 2008 уч.г.

Участие в конкурсе «Лучшее образовательное учреждение-2008»

В номинации «Организация предметно-развивающей среды изостудии»

Методические рекомендации.

 

 

 

 

 

Анализ результативности реализации проекта:

«Художественное развитие детей и нравственное воспитание средствами народного декоративно-прикладного искусства»

Народное декоративно-прикладное искусство – одно из важнейших средств художественного воспитания детей дошкольного возраста. В народном искусстве обобщены представления о прекрасном, эстетические идеалы и мудрость народа, которые передаются из поколения в поколение. Трудно переоценить значение народного декоративно-прикладного искусства в эстетическом воспитании детей, а также в воспитании нравственных чувств, чувства любви и гордости за свою страну. Что способствует формированию более высокого идейного понимания явлений, которое активно проявляется в поступках ребёнка, в поведении, в отношении к окружающим людям.

Для получение положительных результатов по ознакомлению детей с народными промыслами России необходимы были определённые условия, соблюдение поставленных задач,  разработка диагностического инструментария по степени овладения детьми декоративным рисованием.

В течение реализации проекта придерживалась следующих задач:

1 формирование у детей эмоциональной отзывчивости и интереса к образцам русского народного декоративно-прикладного искусства, воспитание желания заниматься подобной деятельностью

2 формирование обобщённых знаний и умений:

- умение различать стили наиболее известных видов декоративно-прикладного искусства.

- освоение детьми характерных элементов, колорита, композиции

3 умение создавать выразительные узоры на бумаге и объёмных предметах, развитие чувства формы, симметрии, ритма

4 воспитание гордости за свой народ, уважение к мастерам.

5 сотрудничество с педагогами Центра, с работниками музея, с семьёй

6 реконструкция предметно-развивающей среды в изостудии, группах

Достижение подобных задач было бы невозможным без привлечения педагогов и воспитателей Центра, родителей, работников краеведческого музея.Экскурсия в краеведческий музей способствовала расширению кругозора детей о народном костюме, кустарных промыслах, ремёслах Тамбовского края. В музее дети совсем по-другому увидели знакомые произведения искусства и познакомились с новыми. Это вызвало большую радость и гордость за свой народ. Родители и педагоги приняли активное участие в обогащение уголков творчества пособиями, предметами народного искусства, в изготовлении костюмов, подготовке проведения развлечения для детей «Ложечка точёная, ручка золочёная». Были проведены консультации для родителей и воспитателей. Мною разработаны дидактические игры по декоративно-прикладному искусству для закрепления полученных навыков и умений. Представленные игры помогли детям научиться различать виды русского прикладного искусства по основным стилевым признакам, особенностям материала, подбору цветового колорита, выбору традиционных для промысла элементов росписи, сосредотачивают внимание на стилевых особенностях элементов узора, знакомят с композиционным построением узоров. Был разработан план индивидуальной работы с использованием дидактических игр. В нерегламентированной деятельности с детьми которые испытывали трудности была запланирована подобная работа. Составлен план работы кружка «Маленький художник» с учётом пожеланий детей. Регулярное проведение кружка способствовало достижению положительных результатов. Организована выставка работ кружка, которую посетили и родители и дети.

Разработаны серии учебных занятий с использованием методического пособия А.А.Грибовской «Народное искусство и детское творчество»,   учебный проект по теме «Хохломская роспись». В процессе обучения декоративному рисованию, лепке, аппликации для активизации детей, осмысленного усвоения материала использую разные методы и приёмы:

- создание игровой ситуации в начале занятия и во время анализа детских работ («одевание» дымковских игрушек, работа в «мастерских» народных умельцев, игра в магазин и тд.), что повышает интерес к занятиям;

- использование движения руки (очерчивающий жест) для выделения элементов узора на предмете и определения расположения их на листе бумаги, последовательности его заполнения;

- упражнения на дополнительном листе детьми 5-7 лет при изображении новых или сложных элементов после рассматривания;

- показ изображения новых элементов для детей 4-5 лет, наиболее сложных элементов для детей 5-7 лет;

- использование фланелеграфа для обучения расположению узора, поискам вариантов построения;

- называние элемента узора или действия при его рисовании («завиток вверх, теперь вниз»)

- взаимосвязь видов деятельности (рисования, лепки, аппликации)

- показ техники рисования, что помогает в процессе обучения, выработке лёгких ритмичных движений, быстроты в создании узоров, способов лепки, вырезания в аппликации.

Для обучения декоративной деятельности и формирования детского творчества беру только подлинные предметы народного искусства и их изображения. Отбираю доступные для восприятия детей определённого возраста предметы и игрушки. Узоры на предметах просты и понятны. Они проходят через все возрастные группы, но расширяется их содержание, выделяются новые средства выразительности, характерные особенности, традиции каждого вида. В каждой последующей группе, начиная с младшей, возврыщаюсь к знакомому виду.

В результате проведённой работы по художественному развитию детей и нравственному воспитанию средствами народного декоративно-прикладного искусства у детей появился интерес к образцам русского народного искусства, обогатился словарный запас. Если в начале года дети повторяли одну из пройденных росписей или некоторые её элементы, то к концу года виден осознанный подход к использованию полученных знаний и проявление индивидуальности в этом виде деятельности. Дети почувствовали, что человек – часть природы, так как декоративно-прикладное искусство по своим мотивам близко к природе. Ведь художники веками наблюдали мир животных, красоту птиц, разнообразие растений, видели и чувствовали гармонию природы. Следовательно воспитываются и нравственные качества.

Для оценки результативности реализации проекта разработана диагностическая карта сформированности эстетического восприятия, степени овладения детьми декоративным рисованием, куда включён и нравственный компонент. Анализ диагностического обследования детей подготовительной к школе группы в количестве 20 человек показал следующие результаты:

 

Уровни                 начало года                       конец года

Высокий                     0%                                      55%

Средний                     65%                                    45%

Низкий                       35%                                     0%

Диагностика выявила на конец года увеличение высокого уровня с 0% до 55% , а низкий уровень к концу года стал равен 0%. Общий уровень  на начало года составил 60%, на конец года 90%. Можно сделать вывод, что конечный результат совпал с планируемым. Цель, поставленная в начале проекта была достигнута. На будущее планирую продолжать работу по знакомству детей с народным декоративно-прикладным искусством, включать больше занятий творческого характера. Продолжать использовать разные формы работы по ознакомлению детей с народным искусством: занятия-путешествия, посиделки, занятия-экскурсии,совместное творчество детей и родителей, презентации – представление детьми своих изделий взрослым и сверстникам, где дети высказывают своё мнение, дают оценку своим работам. Продолжать внедрять поектно- исследовательский метод на своих занятиях.


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Прикрепленный файлРазмер
Проект о ложке.ppt2.25 Мбайт
Пед.проект к аттестации.doc710.5 Кбайт

»  Тэги к этому документу:

Поиск

Loading

Оценка материала

...