Вы не зарегистрированы

Авторизация



Графические упражнения.Линия, как средство выражения. Характер линий».

Размещено: Ираида Алексеевна Суркова - пт, 08/10/2010 - 11:35
Данные об авторе
Автор(ы): 
Суркова Ираида Алексеевна
Место работы, должность: 
МОУ Прогимназия "Сказка" г. Мичуринска, учитель ИЗО
Регион: 
Тамбовская область
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
начальное общее образование
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Класс(ы): 
3 класс
Предмет(ы): 
Искусство
Цель урока: 
• Закрепление знаний учащихся о законах построения рисунка. • Добиться усвоения технологии составления пейзажа на компьютере. • На основе приобретённых знаний в рисовании научить учащихся применять их в программе Paint.
Тип урока: 
Урок закрепления знаний
Учащихся в классе (аудитории): 
14
Используемые учебники и учебные пособия: 
Зрительный ряд: материалы экскурсий или слайды весенней земли, фотографии деревьев; репродукции графических произведений: Г.Кроллис «Дерево солнца». В.Саврасов «Грачи прилетели». Авторские работы школьников, студентов, методические пособия «Как дерево растёт».
Литературный ряд: М. Пришвин «Лесной ручей»; Е.А.Баратынский «Весна, весна! Как воздух чист!..», загадки по теме.
Музыкальный ряд: Э. Григ «Утро» (фрагмент из сюиты «Пер Гюнт»),
А. Вивальди цикл «Времена года».
Используемое оборудование: 

компьютерный класс, мультимедийный проектор, альбомный тонированный лист (свеча + чёрная тушь + жидкое мыло), палочка с заточенными концами. Альбомный лист, простой карандаш (для выполнения графических упражнений), ластик

Краткое описание: 
Через творческие задания и игру развивать воображение и фантазию. Графические упражнения помогут извлечь внутреннюю жизнь разума на поверхность, сделать мысль видимой. В конце урока на компьютере изобразить весенний лесной пейзаж с использованием графических линий.

 

Ход урока.
I. Организационный момент – эмоциональный настрой на урок.
Педагог. Ребята, сегодня у нас необычный урок… Мы поиграем в игру, игра называется «на воображение». Посмотрите внимательно на рисунки и скажите, что их объединяет.
Дети. Иголка, дикобраз, ёлка, кактус – острое, колючее.
          Треугольник, прямоугольник, круг, квадрат – контраст форм и цвет.
Прямая, петляющая, волнистая, изогнутая, дугообразная – линия.
Далее вам нужно выполнить интереснейшее задание «Дорисуй изображение неопределённого объекта». На листах изображены линии, которые пока не напоминают нам ничего и никого. Ваша задача – увидеть за этими линиями предмет и дорисовать. Причем предложенные линии должны быть не второстепенными в получившемся рисунке. И чем меньше линий будет дорисовано до узнаваемости предмета всеми, тем лучше. Одно из условий выполнения этого задания – не менять положения рисунка, т. е. не поворачивать его ни под каким углом. Сначала на ум не приходит ничего, но затем воображение начинает поставлять различные варианты.
Эту игру – загадку, которая развивает воображение и фантазию, предложил выдающийся итальянский художник Леонардо да Винчи более 500 лет тому назад. Он советовал своим ученикам развивать наблюдательность, а для этого следить за тем, как ходят, разговаривают, спорят, хохочут люди, какие у них при этом лица.
Упражнения на восприятие характера линии.
1.     «Линии в окружающем нас интерьере».
Ребята найдите  прямые, ломаные, волнистые линии в очертаниях различных предметов, мебели, в одежде, прическах и лицах друг друга.
2.«Превращение в линии, спрятавшиеся в предметах».
На столе лежат несколько предметов, в которых «просматриваются» линии различного характера. Например: деревянная линейка – жесткая, прямая линия; бусы – красивая линия из больших и маленьких пятнышек; проволока – характер этой линии будет зависеть от того, какую форму вы придадите проволоке; тоненькая нить – вьющаяся, петляющая линия; широкая капроновая лента – волнистая, широкая волнистая линия и пр. Вы можете продолжить это наблюдение и в дальнейшем.
II. Художественные и технические особенности графики.
- О том как, прекрасна и разнообразна наша природа, написаны стихи, рассказы, повести, созданы музыкальные циклы, художественные картины, но поэт, музыкант и художник воспевают природу и окружающий мир каждый по-своему. Живописцы, например, пишут красками, мастерски пользуясь цветом. Графики передают свои впечатления о мире часто с помощью черного и белого цветов на бумаге.
С древнейших пор рисунок служит человечеству второй “речью”, средством передачи мыслей и чувств, сплачивает людей в труде и отдыхе.
В XV в. рисунок приобрел самостоятельное значение, стал особым видом искусства ведениями графики, человек сталкивается в течение всей своей жизни. Рисунки и гравюра, шрифт в книге и на плакате, книжные иллюстрации, плакат, почтовые марки, упаковки для разнообразных товаров, различные этикетки, киноафиши, дорожные и товарные знаки – все это произведения станковой и прикладной графики. Само слово “графика” происходит от греческого cлова “графо” – “пишу”, “черчу”, “рисую”. Часто единственное средство изображения в графике – черная краска – линия и пятно на белой бумаге. Всего только черное и белое. Как же удается рисунку (или гравюре) убедить нас в том, что в белом и черном заключен весь многоцветный мир? Почему такой рисунок для нас – отражение самой действительности? Ответ на это только один: человек приспосабливается к средствам и условиям. Раньше, чем он нашел краски для воспроизведения многоцветной картины мира, в его руки попали уголь, мягкий камень или твердый осколок для выцарапывания рисунка. Человек открыл способ изображать предметы, довольствуясь лишь его контуром или силуэтом. Способ оказался настолько простым, что от него не отказались и потом, когда средств изображения стало больше. Особая условность графического изображения, его лаконизм – не недостаток. Именно эти особенности позволяют графике выразить даже то, что не воспринимается зрением, что недоступно живописи.
Язык графики понятен людям всей Земли. В самом деле, графика может показать блеск молнии и сияние звезд в небе, чудеса сказки и мечту человека. В этом смысле графика близка литературе, которая рассказывает обо всем, о чем пожелает. Рассказывает, но не показывает. А графика может показать.
Основа графики, ее главные средства выражения – это рисунок. В основном он лишь начало, подход к изображению, в графике он все – и начало и конец. Графический рисунок – тонкая вещь. Рисунок создают рассудком и чувством и только реализуют, воплощают руками. Чем меньше в рисунке линий, штрихов, пятен, тем ответственнее каждое прикосновение карандаша или кисти к бумаге. Графика не исключает и применения цвета. Наиболее общий отличительный признак графики – особое отношение изображаемого предмета к пространству, важную роль в воссоздании которого играет фон бумаги или, по выражению графика В.А. Фаворского “воздух белого листа”.
Самое темное у художника - это карандаш, самое светлое - бумага. Он берет самое темное в изображаемом объекте в полную силу своего карандаша, а самым светлым остается бумага. Все остальные тоновые градации он укладывает между этими крайностями.
Чаще всего белым цветом обозначают все светлое, доброе, ясное, а черным – печальное, тревожное, жуткое. Эти цвета по отношению друг другу контрастны, резко противоположны. Но эти же цвета, как и противоположенные предметы в жизни, могут уживаться вместе, и тогда мир предстает более многообразным.
- Чем отличаются цветные краски от черной и белой?
Дети. Есть две группы цветов – хроматические и ахроматические. Название их образованы от греч. слова «хроматос» - «цвет». Следовательно, хроматические – все цветные краски, ахроматические – не содержащие цвет (черный, белый, серый).
Педагог. А вот что о черном и белом цветах можно узнать из загадок:
 
 
В черном поле заяц белый
Прыгал, бегал, петли делал. (Мел.)
 Через поле напрямик,
 Скачет белый воротник. (Заяц – беляк.)
Что за коняшки? На всех тельняшки. (Зебра.)
А вот веселое, забавное стихотворение:
Черной ночью чёрный кот
Прыгнул в черный дымоход,
В дымоходе чернота,
Отыщи-ка там кота! 
III. Графические упражнения из глубины души.
Наша цель — извлечь внутреннюю жизнь разума на поверхность, используя альтернативный, визуальный язык (в данном случае, рисование), чтобы придать ему осязаемую форму — короче говоря, чтобы сделать мысль видимой.
Овладев азбукой быстрых и медленных линий, выполним следующее упражнение, которое перенесет нас к рисункам, в большей мере раскрывающим сложность и тонкость визуального языка.
Прежде чем  начать нужно выполнить все указания.
1. Разделите лист писчей бумаги на восемь равных ячеек, сложив лист пополам, потом опять пополам, затем в третий раз пополам.
2. Пронумеруйте каждую ячейку цифрами от 1 до 8, помещая номер в нижнем углу каждой ячейки.
3. Пометьте каждую ячейку, следующими словами, которые «обозначают» (в смысле Л-режима) человеческие черты или эмоциональные состояния: 1) Гнев; 2) Радость; 3) Спокойствие (или Безмятежность); 4) Депрессия; 5) Энергичность (или Сила); 6) Женственность; 7) Болезнь; 8)       (Последнее на ваш выбор — любая человеческая черта, качество, состояние или эмоция. Вот некоторые примеры, которые сразу приходят на ум: мужественность, одиночество, ревность, тревога, истерия, безнадежность, чувство вины, экстаз, любовь, ненависть, обожание, страх).
4. У меня есть примеры рисунков, выполненных в ходе такого же упражнения ребятами, но пока я их не покажу. Самое главное, постарайтесь выполнить это упражнение, не думая о том, что ваши рисунки «должны» выглядеть, так или эдак. Здесь не может быть «правильных» или «неправильных», «хороших» или «плохих» рисунков. Каждый рисунок будет правильным,потому что он правилен для вас.
5. Рисуйте карандашом, а не ручкой. Каждый рисунок будет состоять из линий в каждой ячейке. Вы можете использовать для рисунка одну линию, много линий, можете всю ячейку покрыть линиями, если считаете это правильным. Вы можете наносить длинные штрихи или короткие, тонкие (острием карандаша) или широкие (боковой поверхностью стержня), нажимать на карандаш сильно или слабо. Если нужно, пользуйтесь резинкой. Короче, как вы пользуетесь карандашом — дело ваше.
6. В каждой ячейке — поочередно — нарисуйте то, что для васолицетворяет записанное внизу слово. Ваши рисунки станут аналогиями ваших мыслей по поводу каждого понятия в том смысле, что сделают субъективное мышление объективным, придавая ему видимую форму.
Но есть одно строгое ограничение (и только одно): вы не должны рисовать никаких картинок или пользоваться какими-либо символами.Никаких дождевых капель, ни падающих звезд, ни сердечек, ни цветов, ни вопросительных знаков, ни молний, ни радуг, ни сжатых кулаков. Используйте только язык линии: быстрые линии, медленные линии, светлые, темные, гладкие, шероховатые, ломаные, плавные — какие вы считаете правильнымидля того, что пытаетесь выразить.
Это выражение проступит сквозь штрихи на бумаги, через посредство параллельного визуального языка линии.
7. Работая с детьми, я обнаружила, что это упражнение лучше всего выполнять следующим образом:
Прочтите в первом прямоугольнике слово «Гнев». Вспомните, когда вы последний раз были по-настоящему в гневе. Не используя слов, даже для наименования событий или причин, вызвавших у вас гнев, прочувствуйте внутри себя, что такое гнев. Вообразите, что вы опять гневаетесь, что гнев так и напирает изнутри, проникая в вашу руку, потом в кисть руки, в палец и выходит наружу через острие карандаша, чтобы самому запечатлеть себя в линиях, которые эквивалентны вашему чувству, — линии, которые выглядят какпереживаемое чувство. Линии не обязательно наносить все сразу, их можно подправлять, изменять, стирать, если нужно, чтобы достичь того образа эмоции, который казался бы соответствую­щим самой эмоции, как она ощущается вами.
8. Постарайтесь не подвергать свои рисунки внутренней цензуре; они предназначены только для вас, и их нет необходимости кому-либо показывать. Вы просто пытаетесь сделать так, чтобы линии проявили — сделали очевидными — ваши личные внутренние чувства. Ваша цель — создать визуальные образы, которые аналогичны вашим чувствам, т. е. олицетворяют их.
Еще раз подчеркну, что в этих аналоговых рисунках не может идти речь о правильности или неправильности. Каждый образ, который вы создаете, будет правильным, потому что он правилен для вас. Каждый образ будет ис­ключительно вашим, уникальным, поскольку никто другой во всем мире не может в точности воспроизвести визуальное проявление вашего разума, ваших мыслей и эмоций.
IV.               Работа над заданием.
Ребята делятся на две группы. Одна работает на компьютере, другая с новыми инструментами и материалами на тонированной бумаге. В своем рисунке нужно  изобразить весенний лесной пейзаж с использованием графических упражнений.   
- Какие сюжетные рисунки вы себе представили? ( Горы, лес, весенние ручьи, речки, травка, деревья и т. п.
Требование к работам:
·                        Компоновка в листе, пропорциональность, соразмерность, соответствие.
·                        Владение графическим материалом (мышкой), аккуратность исполнения.
·                        Проработка, завершенность, общая выразительность, обобщение работы.
·                        Наличие названия работы.
У всех в рисунке обязательно должны быть весенние ручьи, извивающиеся змейками, задумчивые и тихие, бегущие наперегонки. Деревья с определённым характером и настроением. С целью усиления эмоционального восприятия детьми темы урока целесообразно использовать музыкальный фон.
Оздоровительная минутка «Гимнастика для глаз».
Если глаза устали, выполните такие упражнения:
Зажмурьте глаза, а потом откройте их. Повторите 5 раз.
Делайте круговые движения глазами: налево— вверх—на­право — вниз— направо— вверх— налево— вниз. Повторите 10 раз.
Вытяните вперед руку. Следите взглядом за ногтем пальца, медленно приближая его к носу, а потом медленно отодвиньте обратно. Повторите 5 раз.
Посмотрите в окно вдаль 1 минуту.
V.                   Итоги урока.
Экспресс – выставка, анализ выполненных работ.
- Я благодарю вас за проделанную работу.
- Дайте название своей картине и сохраните её.
- До свидания!

»  Размещено в сообществах:   

Фото пользователя Елена Геннадьевна Тарасова

На: Графические упражнения.Линия, как средство выражения. Характ


Ираида Алексеевна, спасибо за грамотную разработку урока! Но, если бы Вы прикрепили к этому файлу литературные, музыкальные и живописные произведения, то она станет более удобной для коллег.

С уважением Елена Тарасова



Поиск

Loading
Сообщество «Урок искусства XXI века»

Оценка материала

...