Вы не зарегистрированы

Авторизация



Правление Ярослава Мудрого

Фото пользователя Евгения Борисовна Дьякова
Размещено: Евгения Борисовна Дьякова - ср, 05/05/2010 - 05:46
Данные об авторе
Автор(ы): 
Дьякова Евгения Борисовна
Место работы, должность: 
Гатчинская СОШ № 2 Учитель истории и обществознания
Регион: 
Ленинградская область
Характеристики ресурса
Уровни образования: 
основное общее образование
Класс(ы): 
6 класс
Предмет(ы): 
История
Целевая аудитория: 
Методист
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Тип ресурса: 
дидактический материал
Краткое описание ресурса: 
Интерактивная презентация - материал представлен в виде системы познавательных заданий.

 

Предлагаемая презентация и конспект к ней представляют собой фрагмент урока по теме «Правление Ярослава Мудрого. Расцвет Киевской Руси.». По времени ≈ 20 минут.  В этот фрагмент не вошли следующие пункты плана изучаемой темы: приход Ярослава к власти, экономическое и социальное развитие Киевской Руси в период правления Ярослава Мудрого.

Цели урока. 

- Показать значение  государственной и законодательной деятельности Ярослава Мудрого.

-  Сформировать основы умения анализа письменного исторического источника. Продолжать развитие умений находить информацию в источнике, сравнивать, делать выводы.

-  Накопление опыта реконструкции исторического события (Суд во времена «Русской правды»): выступление от лица героев, принятие решения в заданной ситуации. и. рии. стихов наизусть), персонификации.

План изучения нового материала.

1.                  Расцвет Киевской Руси в правление Ярослава Мудрого

2.                  «Русская правда» - первые законы нашего Отечества.

Основные понятия урока: «Русская правда»

Средства обучения: презентация «Правление Ярослава Мудрого. Расцвет Киевской Руси».

Особенности урока.

Изучение нового материала осуществляется в ходе выполнения познавательных заданий презентации. Большую часть новой информации излагают сами ученики с помощью текстов и изображений презентации. Важно, чтобы учитель продумал, к кому из школьников будут адресованы те или иные задания. Задания на воспроизведение  текста и описание следует давать слабым ученикам, проблемные вопросы - средним, выводы предлагать делать сильным. Например, при работе с документом задание найти незнакомые слова может быть адресовано слабому ученику, сформулировать главную мысль статьи – ученику базового уровня, а оценить значение введения законов – сильному. 

Роли виртуальных героев (летописец Нестор и Мудрая Сова) предназначены для учащихся со слабой концентрацией внимания, т.к. ожидание появления своего персонажа заставляет их сосредоточиться.

Одним из элементов урока является инсценировка «Суд во времена Русской правды». Презентация создает наглядную поддержку ролевой игре в традиционной среде. Более развернутый вариант инсценировки по «Русской правде» можно посмотреть по ссылке: http://www.gtn.lokos.net/metodkabinet/istoria13/dijakova_kulbaka/index.files/Page344.htm

6 класс. Викторина «Архивариус» (конспект, презентация).

Подготовка к уроку.

Подготовка раздаточных материалов: текст статей «Русской правды». См. приложение 1.

Руководство подготовкой инсценировки «Суд во времена Русской правды». Для участия в игре по желанию выбираются несколько учеников из класса, среди которых распределяются следующие роли: князь (сильный ученик); боярин, у которого украли скот; ремесленник, подозреваемый в краже (средние ученики). Главная сложность подготовки – разработка сценария (персонифицированных текстов) для «исполнения ролей» обвиняемого и истца. При подготовке инсценировки возможен дифференцированный подход: в слабом классе текст выступления пишет учитель, в среднем ученики готовятся дома заранее, в сильном ученики готовят выступления непосредственно на уроке. См. Приложение 2,3. При желании ученики могут для инсценировки изготовить элементы костюмов своих героев..

Проведение урока.

Изучение нового материала.

Мотивация и целевая установка. 

  •    Проблемное задание.

Слайд № 3. Учитель сообщает тему урока или учащиеся читают с экрана. Вопрос: почему период правления Ярослава называют расцветом Киевской Руси? Ответ мы должны дать в конце урока.

1.                  Расцвет Киевской Руси в правление Ярослава Мудрого

  •     Поиск информации в источнике. Игровая ситуация (Нестор дает задания).

Слайд № 4. Фрагмент «Повести временных лет».

Слайд № 5. План Древнего Киева.

Слайд № 6. Анимированная карта.

Учащиеся выполняют познавательные задания презентации. Учитель проводит обобщение.

2.                  «Русская правда» - первые законы нашего Отечества.

  •    Подведение под правило. Игровая ситуация (Мудрая Сова просит помощи).

Слайд № 7. Учащиеся знакомятся с текстом документа по раздаточным материалам и делают первые выводы (это законы, называются «Русская правда», созданы в XI веке). После ответов учащихся правильные ответы появляются на экране. Учитель сообщает учащимся, что создал первый письменный свод законов на Руси Ярослав Мудрый. Слайд № 8. Зрительное закрепление.

Слайд № 9. На примере двух статей «Русской правды» осуществляется пошаговая работа с документом.

Сильным и средним ученикам предлагается найти тексты законов Русской правды в учебнике и дополнить сведения.

Слайд № 10. Учащимся предлагается самим сформулировать план работы с документом. После ответов учащихся на экран выводится памятка по работе с письменным историческим источником. Учитель корректирует ответы учащихся, проводит обобщение.

  •    Инсценировка

Слайд № 11. Учитель предлагает представить,  как мог бы проходить суд во времена «Русской правды». Далее следует представление участников. Остальные учащиеся объявляются жителями Киевской Руси, которые будут присутствовать на суде, им предъявляется задание: внимательно следить, как происходит судебное разбирательство: в соответствии с законами или нет.

Слайд № 12. Сценка. Возможная ситуация: боярин обвиняет ремесленника в краже скота. Свидетелей нет. Ремесленник отрицает свою вину.

Ролевые задачи учащихся:

Князь – должен правильно выбрать статью из законов Русской правды для вынесения наказания;

Боярин  – выдвигает обвинения в адрес ремесленника, якобы укравшего у него скотину;

Ремесленник – утверждает, что он мастер своего дела, живет своим трудом, и ему нет нужды красть.

После разыгрывания ситуации в суде (после того как «судья» вынес «наказание» за «преступление»), учитель организует со школьниками фронтальную работу. Он обращается к зрителям с вопросом: «Правильное ли наказание назначил князь?» После получения ответов учитель демонстрирует на экране необходимую статью из "Русской правды". 

После инсценировки следует оценить достоверность «вхождения в роль» каждого их участников действия и обсудить справедливость законодательства

Слайд № 13. Проводится обобщение по содержанию статей «Русской правды».

Слайд № 14. Обобщение и закрепление. Ответ на вопрос, заданный в начале урока (Почему правление Ярослава Мудрого называют расцветом Киевской Руси?).

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 1. Раздаточный материал

«Русская правда»

(отрывок)

 

1.Если убьет свободный человек свободного, то  мстит брат за брата, или сын за отца, или отец за сына…; если кто из них не пожелает или не может мстить, то пусть получит 40 гривен за убитого.

2.За убийство тиуна платить виру 80 гривен, за княжеских отрока, конюха или повара – 40 гривен, за  ремесленника  – 12 гривен, а за рядовича или холопа – 5 гривен.

3.Если ответчика обвиняют в убийстве, а свидетелей не найдут, то испытать каленым железом. Пусть достанет из огня железо: быстро рука заживет – прав, разболится – виновен.  Так поступать и во всех тяжбах, в воровстве (или в другом) обвинении.

4.Если кто украдет чужого коня, или оружие, или одежду и обнаружит похищенное в своей общине, то получает свое и 3 гривны за обиду.

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 2. Задание участникам инсценировки. Готовый текст выступления. (Слабый класс или недостаток времени).

Вам предстоит участвовать в инсценировке.

Вы -  князь Ярослав Владимирович Мудрый

(Вы - боярин Судислав, гончар Чурило.)

 Ваша задача: выслушать просителей и принять решение на основе статей «Русской правды». (См. «Русская правда» (отрывок)).

(Ваша задача выразительно сказать (в крайнем случае, прочитать) свои слова. См. текст инсценировки ниже.)

 

ИНСЦЕНИРОВКА

По приглашению учителя князь занимает свое место - трон, боярин и ремесленник становятся лицом к классу перед князем.

 

Боярин (приветствует князя поклоном головы):

- Зовут меня Судислав. Пришел я к тебе правды искать. Увели у меня со двора  корову. Вот он - тать, Чурило-гончар. Давно на мой скот зарился. Накажи обидчика, княже. Пусть виру платит.

 

Ремесленник (кланяясь князю в пояс):

- Челом бью, великий князь. Напраслину боярин возводит. Гончар -  я, своим трудом кормлюсь. Не уводил я коровы у Судислава.

 

Князь (говорит с достоинством):

- Видки - свидетели есть?

 

Боярин и ремесленник вместе:

- Нет.

 

Князь принимает решение. Читает соответствующую статью из «Русской правды»:

 - По законам нашим…

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 3. Домашнее задание для учеников среднего уровня. В сильном классе можно дать тоже задание непосредственно на уроке.

 Подготовить инсценировку «Суд во времена «Русской правды».

Разыграйте сценку «Суд во времена «Русской правды».  Боярин обвиняет ремесленника в краже скота. Свидетелей нет. Ремесленник отрицает свою вину. Боярин требует суда. Познакомьтесь с отрывком из «Русской правды», приведенным в учебнике. Подумайте,  что он будет просить у князя, на какую компенсацию может рассчитывать. Придумайте имена для своих героев, подберите аргументы для выступления каждого в суде.

 


Прикрепленный файлРазмер
Правление Ярослава Мудрого.ppt2.72 Мбайт

»  Тэги к этому документу:

Поиск

Loading

Оценка материала

...