Вы не зарегистрированы

Авторизация



Сложноподчиненные предложения с придаточными определительными и изъяснительными

Размещено: Тамара Ивановна Родионова - вс, 17/01/2010 - 21:58
Данные об авторе
Автор(ы): 
Родионова Тамара Ивановна
Место работы, должность: 
МОУ "Средняя общеобразовательная школа №3г.Козьмодемьянска"
Регион: 
Республика Марий Эл
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
основное общее образование
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Класс(ы): 
9 класс
Предмет(ы): 
Русский язык
Цель урока: 
1) проверить знания теоретического материала по данной теме 2)определять место придаточных определительных и изъяснительных в сложноподчиненных предложениях; различать их по характерным признакам. 3)сформировать умения расставлять знаки препинания в сложноподчиненных предложениях и определять значение придаточных. 4)выполнять синтаксический разбор, составлять схемы сложноподчиненных предложений с данными придаточными. 5) углубить знания по синтаксической стилистике.
Тип урока: 
Урок обобщения и систематизации знаний
Используемое оборудование: 

компьютер

проектор

интерактивная доска 

Используемые ЦОР: 

 тест по теме

программа-тренажер "Фраза"

Краткое описание: 
представлен современный урок обобщения знаний с применением новых информационных технологий.Через проектор на экран выводились различные виды самостоятельных работ. Учащиеся выполняли тест на компьютере. Все это позволило разнообразить формы работы, активизировать деятельность и внимание учащихся, ускорить темп работы на уроке.

 

Ход урока.

1.Организационный момент.

2. Сообщение целей и задач урока.

3. Слово учителя.

-  Сегодня мы на уроке обобщим наши знания о придаточных определительных и изъяснительных, закрепим умения различать их по характерным признакам, правильно расставлять знаки препинания.

Фронтальный опрос по теме.

- Над каким типом сложных предложений мы работаем в течение нескольких уроков?

- Какие предложения называются сложноподчиненными? Сложносочиненными?

-Чем отличаются ССП от СПП?

- Задание  на теорию:

-На какие основные группы делятся СПП? (слайд)

Расскажите о сложноподчиненных предложениях с придаточными определительными? ( можно воспользоваться памяткой)

-Расскажите о СПП с придаточными изъяснительными.

Хорошо, теорию вы знаете неплохо. (выдать жетоны).

 

4.На практике проверить можно точно,

Кто смог теорию усвоить прочно.

А) Два человека работают у доски по карточкам (один выписывает СПП с придаточными определительными; второй- с придаточными изъяснительными). Чертят схемы. Затем проверяем.

Б) В это время класс в записанных на интерактивной доске предложениях расставляет знаки препинания, подчеркивает грамматическую основу и определяет вид придаточного, чертят схемы. (слайд)

Софья, характеризуя Чацкого, говорит, что он в друзьях особенно счастлив. Замысел «Горя от ума» требовал, чтобы жизнь общества, с которым сталкивается Чацкий, была показана во всех будничных подробностях.

-Проверяем работающих у доски.

5. Выполнение теста.

1.Дополните предложение, определив лексическое значение указанного слова.

Я знаю, что…- человек с бодрым, жизнерадостным мироощущением, склонный видеть во всем хорошее.

А)оптимист

Б) пессимист

В)флегматик

2.С какого слова можно начать предложение?

….-  застекленное помещение, где выращиваются теплолюбивые растения.

А) теплица

Б) оранжерея

В) парник

3.Дополните предложение, определив лексическое значение слова.

Известно, что…-это продолжительная частая сильная стрельба из многих орудий.

А) стрельба

Б)фейерверк

В) канонада

4. Дополните предложение, определив лексическое значение слова.

Я знаю, что…- это узор из скрепленных друг с другом  кусочков смальты, разноцветных камешков, эмали, дерева.

А) мозаика

Б) натюрморт

В) рисунок

5.Укажите из составленных вами предложений номер (а)  СПП с придаточным (и) определительным (и).

1)1,2    2)2,4    3)3,4        4)2

 

Проверка правильности выполнения теста. (слайд)

 

Ключ:

№ задания

№ 1

№ 2

№ 3

№ 4

№ 5

ответ

А

Б

В

А

4

 

- Обратить внимание учащихся на правописание новых слов: оптимист, канонада, мозаика, оранжерея. (Выдать жетоны)

6. Синтаксическая стилистика. Укажите предложения, придаточную часть которых нельзя заменить причастным оборотом.(слайд)

1.Учащийся, который хотел бы успешно сдать экзамены, должен обладать системой прочных знаний.

2. Я живу жизнью, которая насыщена интересными встречами и делами.

3. Грибоедов в комедии «Горе от ума» поднял ту же проблему, которую потом стали разрабатывать писатели-классики.

Правильный ответ:1, 3

-Постройте схемы выбранных предложений.


7. Выполнение задания по вариантам.

Одни учащиеся работают на компьютере. Выполняют тест №516, 518.

Другие в это время  выполняют выборочно-распределительный диктант. (слайд) Распределяют в две колонки предложения: в первую выписывают номера предложений с придаточными определительными, во вторую- с придаточными изъяснительными.

1.На обрыве, что возвышался сзади, в светлом небе, чернела одинокая скамья.

2. Казалось, что город устал от зимы.

3. Невдалеке от домика, где жил писатель, рос огромный тополь.

4.По старым охотам знаю, какими прекрасными могут быть последние деньки осени.

5. Следователь догадался, где может скрываться преступник.

6.нередко в вагоне происходят такие интересные разговоры, каких не увидишь в кругу друзей.

8.Творческая работа.

Допишите предложения, добавив в них придаточные изъяснительные. Используйте при этом свое мнение о герое комедии А.Грибоедова «Горе от ума» Чацком.

Я считаю, что..(Чацкий много знает, многим интересуется, имеет свое собственное суждение о многих проблемах: о службе Отечеству, о крепостном праве.

Меня привлекает в нем то, что… ( он не признает авторитетов, связанных с богатством и положением в обществе.)

Мне кажется, что …(его чувство к Софье отличается искренностью, пылкостью и самоотверженностью.

Мне нравится, что… (Чацкий не боится высказывать свое мнение , и это приводит в ужас Фамусова.

9.Прочитайте текст. Определите его основную мысль. Выпишите СПП. Подчеркните грамматические основы в придаточных определительных предложениях.

Изучив в школьные годы «Горе от ума», «Евгения Онегина», мы на всю жизнь утверждаемся во мнении, что эти произведения нам хорошо известны. Очень опасное заблуждение. Ведь оно порой мешает нам еще и еще раз вникнуть в эти величайшие глубины человеческого гения, приблизиться к постижению непостижимого. Интеллект человека не в умении читать, а в умении перечитывать.

Как бездумно мы порой лишаем себя этого наслаждения!

Бездумное чтение приводит к параличу вкуса и мышления, которые должны быть у каждого из нас самостоятельными, иначе человек обречен на пожизненное духовное прозябание. Мне думается, что борьба за самостоятельное творческое мышление есть борьба за истинную духовную культуру.

(По И. Доризо).

10. Подведение итогов урока.

- Оценки за урок.

-Домашнее задание. Написать сочинение-рассуждение на тему «Каким должен быть читатель?», употребив придаточные определительные и изъяснительные.

 


»  Тэги к этому документу:

Поиск

Loading

Оценка материала

...
Глобальная школьная лаборатория