Вы не зарегистрированы

Авторизация



Проверяемая безударная гласная в корне слова

Фото пользователя Зоя Петровна Макарова
Размещено: Зоя Петровна Макарова - вс, 20/09/2009 - 08:41
Данные об авторе
Автор(ы): 
Макарова Зоя Петровна
Место работы, должность: 
МОУ Орловская сош Кошкинский район Самарская область учитель начальных классов
Регион: 
Самарская область
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
начальное общее образование
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Класс(ы): 
4 класс
Предмет(ы): 
Русский язык
Цель урока: 
Цели урока: - овладевать способами проверки орфограмм; - учить обосновывать выбор безударной гласной в корне слова; - развивать умение распознавать проверяемые безударные гласные в корне слова; - воспитывать умение оценивать свой труд, видеть свои достижения; Актуальность использования средств ИКТ - обеспечение наглядности материала на уроке; - самостоятельная работа учащихся на уроке с целью поиска правильного ответа.
Тип урока: 
Урок закрепления знаний
Учащихся в классе (аудитории): 
22
Используемые учебники и учебные пособия: 

1. Л.М.Зеленина Т.Е. Хохлова "Русский язык" 4 класс Москва "Просвещение" 2006 г

. 2. Т.И. Куропаткина "Работа над правописанием безударных проверяемых

                              гласных с опорой на словарь корневых морфем"

                       Учебное пособие для учащихся 1-4 классов Самара 2000 год.

 

 

Используемая методическая литература: 

Литература:  1. Т.И. Куропаткина "Работа над правописанием безударных проверяемых

                              гласных с опорой на словарь корневых морфем"

                       Учебное пособие для учащихся 1-4 классов Самара 2000 год.

 

Используемое оборудование: 

Локальная сеть;  программа Mikrosoft Power Point;дидактический материал (карточки с заданиями); цветные карандаши, фотографии с видом природы.

 

Краткое описание: 
Безударная проверяемая гласная в корне слова. Декабрь 2007 г. Макарова З.П. В 4 классе на изучение правописания безударных гласных, проверяемых ударением, не отводится специального времени, но эту работу необходимо проводить на том же уровне, что и в 1, 2, 3 классах, т.к. навыки правописания проверяемых безударных гласных не переносятся детьми с простых слов на более сложные. Дети допускают ошибки в трёхсложных и многосложных словах. Дети не видят корня. Я воспользовалась методикой, разработанной Татьяной Ивановной Куропаткиной. Учебное пособие называется « Работа над правописанием безударных проверяемых гласных с опорой на словарь корневых морфем». Автор Куропаткина Т.И. Самара 2000 год. Это учебное пособие предназначено для организации занятий учащихся 1-4 классов по изучению правописания безударных корневых гласных, проверяемых ударением. В нём даётся описание методики работы над безударными проверяемыми гласными в корне с использованием корневых морфем. Каждому учащемуся , по мере выполнения работы, предоставляется карточка- словарь на определённую букву. Таких карточек получается 21. Они накапливаются у ребёнка в специальной папке и в любой момент они могут к ней вернуться для повторения.. В каждой карточке корни размещаются в пяти колонках по наличию в них гласной –А, О, Е, И, Я. Разучивание корней проводим по специальной методике в несколько этапов. На первом этапе работы мы с каждым словом работаем по определённому плану: узнаём, что означает это слово, разбираем его по составу, ставим ударение, выделяем безударную гласную, определяем в какой части слова безударная гласная, подбираем однокоренные слова, их тоже разбираем по составу, делим на слоги, делаем фонетический разбор. Затем читаем слова, выделяя корни, стараемся запомнить корень. Далее записываем под диктовку эти слова и дети сами проверяют их. Так лучше запоминаются слова , в которых допустили ошибки. Далее идёт «узнавание» корней в словах. Учащиеся работают в парах, попеременно выполняя функцию учителя и функцию ученика. Это и устная работа , и письменная. Далее более сложная работа – это выбор правильной буквы и выбор правильного ответа для группы слов. Предлагаемая методика работы исключает механическое запоминание графического облика корня. Изучение построено на создании у обучающихся яркого образца корневой морфемы на основе различных чувственных восприятий: зрительного, слухового, речедвигательного и моторного. Очень большое значение имеет многократное повторение каждой морфемы. С учащимися начала работать со 2 класса и продолжаю уже в 4 классе. Результаты работы радуют. На данном уроке я показала фрагмент работы над безударной проверяемой гласной в корне слова.

Ход урока

1. Организационный момент.
      Упражнение мозговой гимнастики (для снятия напряжения перед уроком,    улучшения        мыслительной деятельности)
- Дышите ровно, расслабьтесь, покачивайте головой из стороны в сторону, подбородком вычерчивайте на груди слегка изогнутую линию.
- Потеребите пальчиками уши от мочки и выше.

2. Введение в тему урока.
 - Откройте тетради и запишите число, классная работа.
 - Продолжите дорожку из букв…аоеия …………………………..Что это за буквы?
 - Что вы можете сказать о безударном положении в слове этих гласных7
 ( Гласные а ,о, и, е, я – в безударном положении находятся в слабой позиции.)
 - вспомните правило проверки слов с безударной гласной в корне слова.
Ответы:     «Если буква гласная вызвала сомнение
                      Ты немедленно её ставь под ударение.»

      «Чтобы проверить безударную гласную в корне слова, надо подобрать к этому слову   родственное слово или изменить форму слова так, чтобы безударная гласная стала ударной.»

Слайды №4        №5

3. Сообщение  темы и целей урока.
- Сегодня на уроке мы будем учиться определять проверяемую безударную гласную в корне слов и  проверять её, чтобы грамотно писать слова.
- У вас на парте лежат карточки с лесенкой, поставьте звёздочку красным цветом на той ступеньке, на уровне которой вы оцениваете свои знания по этой теме.
- Молодцы. Тогда начнём.

4. Работа по теме.
Слайд № 6   -Отгадайте ребусы, подберите проверочные слова к отгадкам.

     
слайд №7 – Проверка выполненного задания     
- Зима вот уже четвёртый день по праву господствует в природе. И нам она тоже прислала в подарок снежинки, но не простые, а волшебные со словами, в которых пропущены буквы. Вот они.
Слайд № 8 

А задание у нас такое: из этих слов нужно составить предложение, да не простое, сложное и к тому же правильно вставить пропущенные буквы в слова, разобрать по членам предложения.
( Дети работают самостоятельно, за закрытой доской работает ученик)
Проверка  задания с доски. (объяснение ученика)   Самопроверка по слайду  №9, 10
  
5. Самостоятельная работа в тетрадях.
-Давайте найдём в этом предложении слова с проверяемой безударной гласной и подберём проверочные слова.
Проверка.  Слайд № 11

Физкультминутка
1. Упражнение для глаз.
2. Ходьба гусиным шагом по классу.
3. Упражнение на дыхание.

6. Самостоятельная работа с последующей проверкой.

1. Работа в парах..
- Повторим слова из карточки №7. «Корни, которые начинаются с буквы З»
Один ученик читает слова, а второй проговаривает корень. Затем они меняются.
Карточка такого вида.
7. Корни, которые начинаются с буквы З.
З-А З-О З-Е З-И З-Я
ЗА-яц
поЗАДи
ЗНАкомый ЗВОНок
(ЗВЕНеть)
ЗДОРОВяк
ЗОВущий
ЗОЛОТой
(поЗОЛОЧенный)
ЗОНТы ЗВЕЗДа
(ЗВЁЗДочка)
ЗВЕНо
ЗВЕНеть
(поЗВОНить)
ЗВЕРиный
ЗЕМЛяника
(наЗЁМ)
ЗЕРКАЛЬный
ЗЕРНистый
(ЗЁРНышко)
соЗРЕвать ЗИМовать 

2. Дети получают карточки со словами, в которых пропущены безударные гласные (надо выбрать колонку с буквами, которые подходят к словам и покрасить их в красный цвет), самостоятельно работают. Окончив работу, проверяют  друг у друга. Взаимопроверка.
Далее  самопроверка по слайду № 12

Физкультминутка.
-Ребята, как живёте? – Вот так!
- Как идёте?  - Вот так!
- А бежите?  - Вот так!
-Как берёте?  -Вот так?
- А даёте?     - Вот так!
- Как шалите?    - Вот так!
- А грозите?  - Вот так!
- Как живёте?  - вот так!   
- Молодцы! Хорошо живёте!

Творческое задание :  составить небольшой текст на тему «Зима».
Слайд №13

- А сейчас я хочу вам показать несколько картин. Посмотрите внимательно и скажите какое время года изображено?
- Конечно же зима.
- А вы  обратили внимание на то как принарядились деревья?
- Где вы ещё наблюдали такую картину? Вспомните нашу поездку в санаторий.
-Я попрошу вас написать мини-сочинение на тему «Зима». Постарайтесь найти такие слова, чтобы ваши описания показали красоту и величие природы зимой.  В словах на безударную проверяемую гласную в корне выделить ударный слог, безударную гласную подчеркнуть. Задание понятно? (самостоятельная работа )

Проверка мини-сочинений.

Итог урока:

-Чем мызанимались на уроке? Что вам больше всегозапомнилось?

На своих лесенках отметьте зелёным цветом на какой ступеньке оказались вы после этого урока. покажите свои лесенки соседям и гостям.

Спасибо за урок.

 

 


»  Тэги к этому документу:

Поиск

Loading

Оценка материала

...