Вы не зарегистрированы

Авторизация



Коллективный способ обучения на уроке русского языка. Тема: "Способы передачи чужой речи" (11 класс)

Размещено: Лариса Анатольевна Галлямова - пт, 03/04/2009 - 20:19
Данные об авторе
Автор(ы): 
Галлямова Лариса Анатольевна
Место работы, должность: 
МОУООШ №23
Регион: 
Краснодарский край
Характеристики урока (занятия)
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Класс(ы): 
11 класс
Предмет(ы): 
Русский язык
Цель урока: 
Знать: способы передачи чужой речи. Уметь: различать авторскую и прямую речь, правильно расставлять знаки препинания в предложениях с прямой и косвенной речью, а также в конструкциях с несобственно-прямой речью, находить способы передачи чужой речи.
Тип урока: 
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Учащихся в классе (аудитории): 
25
Используемые учебники и учебные пособия: 

 

1. Власенков, Рыбченкова "Русский язык. 10, 11 класс"

Используемая методическая литература: 

 

                Используемая литература.
1.   « Современный русский язык»
под редакцией А.Б. Шапиро , Москва ,
« Просвещение», 1974 год.
2.   « Подумай и ответь» под редакцией Л.А. Шкатова,
 Москва, «Просвещение», 1989 год.
3.Виктор Лихоносов « Осень в Тамани», Москва, издательство « Наука», 1999год.
Используемое оборудование: 

Раздаточный материл

Краткое описание: 
1. Орг. момент 2. Проверка домашнего задания 3. Изучение нового материала 4. Закрепление 5. Итоги урока. 6. Оценки 7. Домашнее задание

 

1.    Организационный момент.
2.    Проверка домашнего задания:
- на дом было задано определить значение паронимов:
- Что такое паронимы? Дайте определение.
(дети дают определение и на доске дописывают значение паронимов.)
-понятливый «быстро и легко понимающий, усваивающий что-либо»
-понятный « обоснованный, доступный пониманию»
- доверительный « высказывающий полное доверие кому-либо, чему-либо, чему-нибудь.»
- доверчивый « легко доверяющий, питающий ко всем доверие, основанный на доверии»
- гуманный « направленный на благо других, человеколюбивый и отзывчивый»
-гуманитарный « обращенный к человеческой личности, к правам и интересам человека»
- исполнительский « осуществляющий принудительное исполнение чего-либо»
 - исполнительный « старательно исполняющий поручения»
- вечный « не перестающий существовать, сохраняющий на многие века.»
- вековой « многолетний, давний, существующий века».
б) Работа в ПСС ( парах сменного состава)
(ученик-учитель диктует ученику-ученику предложения, а ученик-ученик должен правильно вставить пароним, например:)
- В каком предложении уместно использовать прилагательное
 « понятливый»?
1.    Он был охвачен негодованием, вполне….. в его положении.
2.    Практикант оказался на редкость ….
3.    Антон с тоской принялся объяснять вполне…,
с его точки зрения, вещи.
4.    Мы начали с … детям слов и постепенно усложняли материал.
( Правильный ответ (2). В этом предложении уместно употребление слова « понятливый», т.е. « быстро и легко понимающий, усваивающий что-либо».
Ответы 1,3.4 неверны. В этих предложениях уместно употребление слова «понятный», в 1 предложении это слово имеет значение « обоснованный»в 3-4 предложениях-
« доступный пониманию».
 
3.    Изучение нового материала.
а) Психологическая подготовка учащихся к восприятию нового материала.
- Давайте мы с вами проведем небольшую исследовательскую работу: (слайд № 1,2)
-Перед вами предложение:
 Мы разговорились, и когда у нас зашла речь о физическом труде, то я выразил такую мысль: нужно, чтобы сильные не порабощали слабых, чтобы меньшинство не было для большинства паразитом или насосом, высасывающим из него хронически лучшие соки, то есть нужно, чтобы все без исключения- и сильные и слабые, богатые и бедные- равноценно участвовали в борьбе за существование, каждый сам за себя, а в этом отношении нет лучшего нивелирующего средства, как физический труд в качестве общей, для всех обязательной повинности.
                                                        (А.П. Чехов, « Моя жизнь», глава 6).
- Прежде чем выяснить , есть ли в данном предложении чужая  речь, нам необходимо вспомнить, что в синтаксисе русского языка есть предложения, в которых, кроме своей собственной речи, передается речь другого лица ( чужая речь).
- Итак, ребята, этот материал для Вас не нов, давайте вспомним:
-Что такое прямая речь? (слайд№3)
( высказывание другого лица, переданное в авторском повествовании , или самого автора. Если это высказывание воспроизводится как факт, ставший посторонним для момента речи.)
- а как называется лицо, передающее чужую речь?
(автором, а его слова-авторские).
-А иначе сказать?
(авторское повествование или авторская речь)
- Какими же способами передается авторская речь?(слайд № 4)
(- предложениями с прямой речью
- предложениями с косвенной речью
-конструкциями с несобственно-прямой речью
- предложениями с вводными словами, указывающими на факт чужой речи, и при помощи дополнений в предложном падеже с предлогом 0(об), относящихся к глаголу-сказуемому со значением времени, например:
1. Погода, по словам стариков, стала совсем не такой, как прежде
                 ( временная конструкция)
2. Он заговорил об анархии производства при капиталистическом строе, которое расходуется бесплодно. ( М. Горький)
 
- Давайте повторим-
- Итак, прямая речь-это…..
(чужая речь, переданная от лица говорящего.)
 
- Из каких частей состоит предложение с прямой речью?
( из авторской речи  и прямой)
 
- Какими частями речи обычно выражается авторская речь?
(глаголами, иногда существительными со значением речи, мысли, например:  сказал, слушал, проговорил, подумал и т.д. или существительными , указывающими на лицо: сама сказала.)
 
-Как может располагаться авторская речь по отношению к прямой?
(авторская речь может стоять в препозиции - подлежащее предшествует сказуемому или в постпозиции или интерпозиции-сказуемое предшествует подлежащему.)
 
- Что можно сказать об интерпозитивной авторской речи?
( она может иметь два слова, вводящих прямую речь и относящихся к разной прямой речи: и препозиции и постпозиции, например: « Меня в это время не было на уроке,- сказал Миша и вдруг попросил:- А давайте повторим этот материал еще раз»)
 
- Каким еще способом передается чужая речь:
(предложениями с косвенной речью).
 
- Что такое косвенная речь?
( чужая речь, переданная от лица автора в виде придаточной части сложного предложения.)
 
- Предложения с прямой речью представляют собой какие сложные предложения?
( сложноподчиненные предложения с придаточной частью изъяснительной).
-А какую функцию выполняет главная часть таких предложений?
(она выполняет ту же функцию, что и авторские слова в предложениях с прямой речью: в главной части говорится о факте чужой речи и ее источнике)
 
акова же функция придаточной части?
(она передает содержание чужой речи, например:
Вот мама мне говорила, что глаза человека-это его душа.)
 
-Есть еще способы передачи чужой речи?
(есть, это конструкции с несобственно-прямой речью).
 
- Дайте характеристику таким конструкциям.
( несобственно-прямая речь характеризуется совмещением в себе особенностей и прямой, и косвенной речи, например:
 
Кто она такая? Она ученица нашего класса? Нет, она не отличница, просто хороший человек, который поможет в трудной ситуации. К сожалению, не все это понимают.
 
(здесь присутствуют и авторские высказывания и косвенная речь, которая сливается с авторской.)
-Все способы передачи чужой речи мы вспомнили?
Конечно же, остался еще один способ.
Нередко содержание чужой речи передается предложениями с вводными словами. Которые указывают на сам факт чужой речи, например: По словам родителей, наша школа дает детям хорошие знания.
А так же при помощи дополнений в предложном падеже с предлогом о(об), например:
Директор заговорил об аттестации учащихся, которая проводится в форме ЕГЭ.
- Итак, давайте вернемся к нашему предложению и выясним , есть ли в данном предложении чужая речь.
 ( Ответ: Конечно же, есть.)
- Каким способом она передана?
( Ответ: несобственно-прямой речью.)
- Совершенно верно.
 
 Закрепление материала.
Итак, ребята, мы повторили все способы передачи чужой речи.
А теперь мы постараемся в тексте находить чужую речь и определять способ ее передачи, объяснят знаки препинания. Если это необходимо.
Для этого предоставлен теоретический материал. С помощью которого вам легче  будет выполнить задания.
1.    Работа с текстом
Ребята, перед вами текст. Я не случайно выбрала именно такой текст, так как мы с вами живем на Кубани, и в нашей речи, естественно, присутствуют диалектные слова, выражения, при помощи которых мы так же передаем чужую речь.
(раздаточный материал , текст № 7)( слайд №5)
 
- найдите в тексте чужую речь и определите способы ее передачи, расставьте знаки препинания, где это необходимо.
 
(Ответ:3 предложение: предложением с косвенной речью, выраженной придаточным изъяснительным предложением при помощи союза что.
4 предложение: предложением с прямой речью.
5 предложение: предложением с косвенной речью.
6,7,8 предложения: чужая речь выражена конструкцией с несобственно-прямой речью, так как в 6 предложении мысли героя(хозяина) переданы, причем не просто передано содержание речи, но и ее эмоциональность, интонационная специфика: вводное слово(к сожалению) передает субъективное отношение к явлению дейтвительности- огорчение.
9 предложение: чужая речь передана с помощью дополнения в предложном падеже с предлогом об, относящемуся к глаголу-сказуемому.)
2.  Работа с текстом со взаимопроверкой (работа в ПСС)
–Перед вами текст из произведения Виктора Ивановича Лихоносова « Осень в Тамани».( сказка из Несторовской летописи).
- определите тип и стиль речи;
-выделите одну из проблем, поднятую автором в произведении;
-найдите чужую речь в тексте, определите способы ее передачи;
-объясните знаки препинания в предложениях с прямой речью.
 Ключ ( для взаимопроверки) (слайд№6)
( Ответ: тип  речи- художественный;
Стиль-повествование с элементами рассуждения.
Проблема: автор повествует об историческом прошлом нашей Руси Великой, когда отцы и деды нашу землю спасли от нашествия татарского ига;
( автор поднимает проблемы предательства, милосердия, всепрощения, любви к Родине.)
 
-Способы передачи чужой речи:
2 предложение- предложение с прямой речью «П»,-а.
3 пр-ни е- предложение с прямой речью А: «П»-а.
5 пр-ние- вопросительное предложение с несобственно-прямой речью.
7 пр-ние- предложение с прямой речью « П,-а,-п».
10пр-ние-предложение с прямой речью. А: «П.»
13 пр-ние- предложение с прямой речью. А: « П?»
14 пр-ние- предложением с косвенной речью.
15 пр-ние- предложением с несобственно-прямой речью.
18 пр-ние- предложением с прямой речью. «П,-а,-п».
20 пр-ние – предложением с несобственно-прямой речью.
23-пр-ние- предложением с прямой речью. А: « П…»
24пр-ние- предложением с прямой речью.
- Ребята, охарактеризуйте подробнее 3 предложение с прямой речью. Меня интересует авторская речь, какой конструкцией она представлена?
( Ответ: она представлена сложноподчиненным предложением с несколькими придаточными- придаточным обстоятельственным и придаточным определительным, причем с неоднородным подчинением, так как оба придаточных зависят от одного главного предложения, а не от одного слова.)
5. Итоги урока.
- Сегодня мы с вами, работая с текстами , учились находить чужую речь, переданную различными способами.
6. Оценки за урок.
7. Д/З.
Учебник, стр.306, упр № 494
(отрывок из произведения А.С. Пушкина)
- определите способы передачи чужой речи.

-расставьте знаки препинания


»  Размещено в сообществах:   

Поиск

Loading
Использование методики А.Г. Ривина в условиях общеобразовательной школы

Оценка материала

...
Глобальная школьная лаборатория